В начале прошлой недели на городском пляже в Тургояке чуть не погиб ребенок, которого унесло в надувном шаре на середину озера. Мы решили разобраться, контролирует ли кто-нибудь техническое состояние аттракционов и кто несет ответственность за жизнь детей, которые очень любят надувные горки, батуты, карусели и шары.
Все в порядке?
О происшествии, в результате которого чуть не погиб 10-летний мальчик, нам сообщили очевидцы. Подробно об этом мы писали в номере «МР» № 72 от 27 июня. Напомню, ребенок находился в надувном шаре на городском пляже озера Тургояк. Аттракцион оторвало от креплений и унесло далеко от берега — на остров Чайка. Ребенку повезло — он остался жив. Но ведь все могло закончиться куда хуже.
По словам очевидцев, спасатели, дежурившие на пляже, догоняли шар с находящимся внутри ребенком на катамаране (!), позже на воду спустили весельную лодку, а еще несколько минут спустя откуда-то приплыла моторка, которая едва передвигалась по воде. Вопрос о том, каким по закону должно быть техническое оснащение пляжных спасательных постов, мы задали в Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС) Миасса.
Что касается плавсредств, в соответствии с Правилами охраны жизни людей на водных объектах Челябинской области спасательный пост должен быть оборудован одной-двумя моторными или гребными лодками. Буквально недавно городской пляж обследовала комиссия, куда входят представители ГИМСа, Роспотребнадзора, управления ГО и ЧС и т. д., и что же в реальности?
— Спасательный пост на городском пляже оснащен всем необходимым, — заверили нас в ГИМСе, — акт приемки подписан специалистами без замечаний. Спасатели здесь опытные, работают не первый год. Действовали ли они в соответствии с инструкциями, необходимо разобраться. В настоящее время мы готовим документы по данному факту в транспортную прокуратуру.
То есть все как обычно: по документам все в порядке, а на деле… Остается только догадываться, почему те, на кого возложена ответственность за жизнь людей, не были готовы к ЧП, и делать соответствующие выводы.
Контроля нет!
А теперь о другой стороне медали: об аттракционах. После долгих поисков мы все же выяснили, кто отвечает за их техническое состояние и как осуществляется контроль за деятельностью тех, кто предоставляет подобные услуги населению.
Вот что нам рассказал начальник отдела по торговле и услугам администрации МГО Юрий Хренов:
— Никаких разрешений на установку аттракционов администрация не выдает. Предприниматель заключает договор аренды земли с администрацией города, и все. Отвечает же за качество и безопасность услуги тот, кто эту услугу предоставляет, — это прописано законодательно.
Родитель имеет право потребовать у продавца аттракциона сертификат, к примеру на тот же батут, а если игровой объект не новый, то и документ о прохождении им испытаний. Кроме этого, рядом с аттракционом должна находиться информация о самом аттракционе и о том, кто предоставляет услугу.
Если ребенок получил травму по причине неисправности аттракциона, родители могут обратиться с заявлением в суд или прокуратуру. Ответчиком в этом случае будет выступать непосредственно владелец аттракциона.
Как и всегда, наши власти ни за что не отвечают, никого не контролируют. То есть администрация подписала договор аренды, а после делай арендатор с арендованными участками все что душе угодно?! Лишь бы вовремя арендную плату выплачивал, и все? Почему же в других городах проводятся проверки технического состояния каруселей, качелей, батутов? Или миасские чиновники упорно не отступают от своих принципов: ведь ничего не случилось, когда случится, тогда и будем бить в колокола?!
Кстати, мы прошли по нескольким городским «паркам» аттракционов. Где-то, действительно, есть таблички с информацией об индивидуальном предпринимателе, предоставляющем услугу, а у некоторых аттракционов можно было наблюдать лишь кассира, собирающего денежки. Мы сделали вывод, что информацию о себе размещают местные ИП, приезжим же это попросту не надо. А кто что им скажет?..
За детьми не следят
Те, кто ставит аттракционы, в принципе, обязаны следить за поведением детей. На самом же деле этого нет. Любой родитель скажет, что «контролер» на том же батуте только запускает малышей и следит за временем. Нам рассказали еще один случай, произошедший недавно в Миассе, в результате которого пострадали двое детей. Родители отпустили их попрыгать на батуте, девочка и мальчик, за которыми, как выяснилось, никто не смотрел (вина родителей, конечно, тоже очевидна), столкнулись и поразбивали себе лбы и носы.
А вот еще один случай — более трагичный, произошедший в Аргаяше. Шестилетний малыш прыгал на батуте, который, как установили позже, был плохо закреплен. От порыва ветра аттракцион сдвинулся с места, и мальчик упал с него, ударившись об асфальт и бетонный бордюр. Ребенок получил ушиб головного мозга, открытую черепно-мозговую травму, перелом свода и основания черепа — травмы, классифицируемые как тяжкий вред здоровью.
Вывод из этого всего можно сделать только один: если хотите, чтобы ваш ребенок был цел и невредим, или требуйте у «продавца» бумаги, подтверждающие безопасность аттракциона (хотя не секрет, как добывают такие документы), или придумывайте для своего чада другие, более интересные и безопасные занятия.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА
Спрашиваете ли вы у продавцов аттракционов сертификаты и документы о техническом состоянии батутов, каруселей, надувных горок, шаров?
Этот вопрос мы задавали посетителям нашего сайта . Участие в голосовании приняли около 40 человек.
Стараюсь держать ребенка от таких аттракционов подальше, так как это небезопасно — 19.4%
Спрашиваю всегда, но никто ничего не показывает — 5.6%
Иногда — 2.8%
Нет — 72.2%
Вариант «Спрашиваю, показывают» не набрал ни одного голоса.