Клоун Кузя круглый год дарит маленьким зрителям хорошее настроение
Послезавтра 1 апреля. Будут розыгрыши, шутки, анекдоты — в общем, все, что поднимает нам настроение, с чем веселей на свете жить.За ответом далеко ходить не надо — клоуны. У редакции «МР» есть один такой любимый клоун по имени Кузя…
Мастер смеха
Мы увидели его впервые, когда в ДК «Бригантина» награждали победителей конкурса рисунков, посвященного Дню города. Увидели — и полюбили. Полюбили за то, что он, едва успев выйти на сцену, сразу покорил зрителей. Усталые после рабочей смены родители и утомившиеся к концу дня ребятишки вдруг оживились, заулыбались, захлопали в ладоши. Градус настроения в зале резко скакнул вверх и уже не опускался.
Стоя за кулисами, мы спрашивали себя: как ему это удается? Красный берет, нос картошкой, крупные веснушки на щеках… Кузя жонглировал мячами, бросал в зал воздушные шарики — не делал ничего особенного, но дети были в полном восторге! Когда веселый гость собрался уходить, малыши окружили его плотным кольцом. И каждому Кузя уважительно жал руку и обещал, что обязательно вернется…
Накануне Дня смеха нам удалось разыскать мастера смеха и хорошего настроения. Знакомьтесь и вы: Андрей Валерьевич Кузьмин, руководитель циркового кружка в ДК «Бригантина».
Крест-накрест — и все получится!
Хотелось рассказать о клоуне, а оказалось, что Андрей Кузьмин — почти профессиональный жонглер. Цирк вошел в его жизнь в пять лет, когда дошколенок увидел по телевизору выступление циркового коллектива и заболел цирком. «Переворачивал вверх ногами табуреточку, вставал на ее ножки, пытаясь изобразить эквилибриста, — рассказывает Кузьмин. — Табуретка, в конце концов, падала, больно ударяя по ногам, а я, утирая слезы, снова карабкался на нее…»
Со временем родители поняли, что сын увлечен не на шутку, и отвели его в челябинский Дворец железнодорожников в кружок циркового искусства. 11-летний мальчуган долго присматривался к тому, что делают более старшие и опытные циркачи, пробовал быть гимнастом, эквилибристом, крутил хула-хуп, ходил по проволоке и, наконец, нашел занятие по душе — стал жонглером. «Это только кажется, что жонглировать сложно, — говорит Андрей. — Главное — подкидывать шарики под определенным углом, чтобы они летели крест-накрест, и все получится!»
Эх, яблочко, куда катишься?
На самом деле это, конечно, не так, и не все сразу получилось у юного циркача. Упрямый парнишка тренировался дома, а чаще — на даче, где было полно яблок. Если яблоки не слушались, пробовал с ними… разговаривать: «Ну что же ты падаешь, а? Лети ко мне в руку и не балуй!» Оттачивание мастерства иногда занимало до 6 часов в день, на бесцельное шатание по улицам времени не оставалось. Одним из первых в стране Андрей начал жонглировать футбольными мячами и достиг такой степени мастерства, что частный цирк из Свердловска пригласил его в полугодовое турне по Сибири. К тому времени 21-летний Кузьмин уже руководил детским цирковым кружком.
Бочком-бочком — и за кулисы
Гастрольная жизнь не могла не захватить. Кочевая жизнь по сибирским трактам в 50-градусный мороз, оленьи упряжки на улицах с каюром, одетым в национальные одежды, нескончаемые выступления, куда народ, не избалованный развлечениями, валил валом. Андрею пришлось взять на себя обязанности организатора концертов и примерить роль ведущего, с чем он успешно справился.
Из курьезов, случавшихся во время турне, вспоминает такой: «Эквилибрист Толик, выступающий на свободной проволоке, заканчивал свой номер тем, что усаживался на нее и начинал, держась за проволоку руками, вращаться вокруг нее. Однажды у него каким-то образом лосины зацепились за проволоку, и чем дольше он вращался, тем больше они наматывались. Закончилась музыка, артисту пора спрыгнуть вниз, раскланяться и уйти, а он сидит и болтает ножками. Мы стоим за кулисами, машем ему — слезай, мол, и уходи, а Толик смотрит по сторонам, не спуская с лица улыбку, и глаза такие растерянные-растерянные… Невероятным усилием приподнялся, рванулся — и спрыгнул вниз. Сзади на лосинах, естественно, дыра, а Толик, как ни в чем не бывало, делает ручкой зрителю и, не поворачиваясь к нему спиной, бочком-бочком — и в спасительные кулисы. А там хохот стоит!»
Почему медведь рассердился
Из непредвиденного был еще на гастролях случай, который занял всего-то мгновение, но повеселил всех изрядно. Укротитель закончил номер, ушел за кулисы, и вдруг один из его медвежат, отличавшихся, в общем-то, мирным характером, куснул за ботинок клоуна. Тот от неожиданности подпрыгнул и упал на грудь разминавшейся рядом гимнастке. Та, в свою очередь, размахнулась, чтобы дать пощечину наглецу, и заехала локтем в лицо ведущему.
А в целом, по мнению Андрея, цирковые — такие же люди, как все, со своими характерами, перепадами настроения, и жизнь их малиной не назовешь. После северного турне Кузьмин снова вернулся к своим воспитанникам.
Быть искренним и любить
Клоунский костюм Андрей впервые примерил в 2000 году и с тех пор не может с ним расстаться. Впрочем, слово «костюм» здесь можно употребить с натяжкой, потому что яркие расписные комбинезоны с кружевным жабо и треугольный колпак с помпонами Андрей категорически не приемлет. Да и боевая раскраска, характерная для классических «белого» и «рыжего» клоунов, ему не по нраву. Костюм, уверен артист, может быть самым обычным — штанишки, рубашка, а нос, пара веснушек и необычный головной убор довершат образ. Да и это, считает он, не главное. А что тогда?..
— Если ты идешь к детям ради денег, они это видят, — говорит Андрей. — И ты становишься им неинтересен. Надо встать на одну ступеньку с ними, быть искренним и любить их. Всех до одного любить. Они это чувствуют сразу и никогда не ошибаются. Предельно искренними должны быть глаза, движения, голос, мимика. И еще важно точно знать, о чем будешь говорить с ними. Дурацкое «ха-ха» не прокатит, это пустое. Поэтому я к ним прихожу эдаким недотепой, ничего не знающим и не умеющим, и прошу научить меня, допустим, как вести себя в гостях. А дети так любят чувствовать себя взрослыми, так обожают учить!.. И пошла «школа жизни». Они учат — у меня не получается, им смешно — и тут идет обучение не только меня, но и самих себя. Люблю выступать в маленьких залах, чтобы все дети были рядом, чтобы я всех мог держать в поле зрения, чтобы никто не остался в стороне от общего веселья.
Вас не проведешь!
— Спрашиваете, кто меня учил театральному мастерству?.. Никто. Я просто интуитивно чувствую, как надо делать и как не надо. У меня финал необычный — я не просто говорю «до свидания» и ухожу, а каждому, даже если в зале 100 человек, жму руку. Никогда не забуду, как одна маленькая девочка стояла-стояла, смотрела-смотрела, а потом неожиданно бросилась, обняла меня за ногу и замерла. Погладил по головке, взял к себе на руки, стал с ней танцевать, сказал, что мы еще увидимся… Ей был нужен этот порыв, и я его принял как должное. Вообще каждый малыш — личность, его надо уважать. Бывает, что я, уже переодетый, ухожу из сада, а дети кричат: «Мы знаем, это ты был Кузей!» И я им честно отвечаю: «Какие вы внимательные, молодцы! Вас не проведешь!»
Вместо послесловия
Когда разговор с Андреем Кузьминым закончился и можно было уходить, мое внимание неожиданно привлекли мамы и бабушки, которые привели своих ребятишек на занятия в цирковой кружок. Они улыбались очень по-доброму и явно хотели о чем-то спросить: «Когда про нашего Андрея Валерьевича будет напечатано? Мы обязательно купим газету!» И тут пошел у нас уже другой разговор — о доверии, признательности и том расположении, которые питают к своему наставнику его разновозрастные воспитанники. «Он необыкновенный, дети в нем души не чают», — вынесли вердикт родители.
…А у вас в жизни был такой наставник?..