«Лена, посмотри!», «Лена, а у меня хорошо получается?», «Лен, а я тебе подарок сделала!»… «Лена!», «Лена!», «Лена!» — несется со всех сторон. И Елена Фишер слышит всех, и каждому отвечает, и к каждому подходит, и всем успевает уделить внимание.
И квиллинг, и декупаж
Попробуйте честно ответить себе на вопрос: смог бы я добровольно и бесплатно заниматься в свое свободное время с детьми-инвалидами? Приходить два раза в неделю, готовить материалы для творчества, каждым неумелым ручкам преподавать индивидуальный урок мастерства, терпеливо, по многу раз объяснять одно и то же — и при этом не сердиться, не раздражаться, а улыбаться и шутить?..
Ручаюсь, что 99 из ста ответят отрицательно, сославшись на занятость, на то, что «и у самого дома дети есть», что «каждый труд должен быть оплачен», что «для этого, в конце концов, есть специальные учителя». Ну и так далее, отговорок может быть много. А вот у Елены отговорок нет, потому что решение стать волонтером она приняла самостоятельно.
— Волонтерское движение у нас не очень-то развито, — делится Елена. — А мне всегда хотелось к чему-то приложить свои руки, поделиться с кем-то умениями, которые есть у меня. Думала долго, а выхода не находилось, пока мне не предложили проиллюстрировать книгу детских стихов поэта-инвалида. «А что, если такие рисунки нарисуют сами же дети-инвалиды?» — подумалось мне. Пришла в общество инвалидов и говорю: «Хочу заниматься с вашими детьми!» Председатель Андрей Котов отвечает: «Пожалуйста! Что для этого надо?» — «Помещение и детей!» Дали мне помещение и детей, и начали мы заниматься. Чем? Да всем, чем угодно! В принципе, больному ребенку все равно, что делать руками. Даже если он просто перебирает камешки, мелкая моторика все равно развивается. Но перебирать камешки скучно — лучше выбрать такое ремесло, которое позволит быстро достичь конечного результата. Допустим, модный сейчас квиллинг нам не подходит, потому что требует времени на изготовление большого количества мелких деталей. А вот, скажем, витражная роспись позволяет достаточно быстро превратить стеклянную бутылку в красивую вазу. Или декупаж, когда с помощью бумажных салфеток и деревянных (пластиковых) заготовок можно сделать настоящее произведение искусства — оригинальные настенные часы, шкатулку, рамку для зеркала, коробку для подарка. Все это под силу нашим детям.
Мне с ними интересно
Лена, компьютерный дизайнер по профессии, с течением времени поняла: все, что ставится на поток, смертельно для творчества. А душа жаждала именно творчества. И оно нашлось в занятиях с детьми. Кстати, волонтерство в данном случае — дело семейное. Муж Лены, руководитель российского историко-спортивного клуба ролевых игр «Искра» Владимир Ефимов, на протяжении 16 лет занимается с детьми фехтованием, учит их приемам ножевого боя, увлекает ролевыми играми. К занятию жены отнесся серьезно и с пониманием. Более того, стал спонсором творческого кружка: все материалы (краски, кисти, клей, бумага, часовые механизмы, бусины, бисер и т. д.) приобретаются им (с недавнего времени деньги на покупку материалов частично стали выделяться обществом инвалидов), а сам кружок считается филиалом клуба, причем правильное название его звучит так: студия творческого развития детей-инвалидов «Искра». В наш прагматичный век волонтерство встречается редко и не всегда правильно воспринимается людьми.
— Зачем вам это надо? — не могу удержаться от вопроса. — Работа с больными детьми, и притом неоплачиваемая, — что она дает?
— Как это что дает? — смеется в ответ Лена. — Удовольствие! И огромное удовлетворение. Я им нужна, понимаете? Им со мной интересно, а мне с ними. И потом, не забывайте: как ни крути, а все мы в той или иной мере тщеславны. Когда мои ребятишки стали дипломантами на городском фестивале творчества детей-инвалидов, я была не просто рада — гордилась их успехами! Зрителей на занятии не бывает, у Лены на этот счет твердое правило: пришел — делай, не сиди! И сопят от усердия рядом с детьми бабушки и мамы, чувствуя себя такими же учениками, как и их малыши. «Готовые работы я прошу не хранить, а дарить друзьям и знакомым, — говорит Лена. — Пусть дети учатся делиться радостью творчества с близкими!»