В марте электротехнический цех ОАО «ЭнСер» отмечает 70 лет со дня своего официального образования. История же электротехнической службы началась еще в декабре 1941 года с оборудования первой подстанции напряжением 35/6 кВ, мощностью 1,8 МВА, запитанной по линии 35 кВ с подстанции «Миассзолото».
Накануне юбилея мы встретились с ветераном завода, почетным энергетиком Борисом Николаевичем Жвакиным — человеком, который отдал работе в электротехническом цехе без малого 40 лет. Он и поведал нам о некоторых страницах своей биографии и истории любимого подразделения.
Борис Николаевич, это правда, что вы родом из Монголии? Как вы там оказались?
— Действительно, я родился в городе Чойбалсане Монгольской народной республики. У меня отец был военнослужащим, после войны его часть там дислоцировалась… В 1953 году после его демобилизации мы семьей переехали жить в Южноуральск. Там я окончил школу, отслужил в армии, устроился работать на местный завод радиокерамики. По набору поступил на рабфак, а позже был зачислен на энергетический факультет Челябинского политехнического института по специальности «электрические сети и системы». В 1975 году окончил вуз и приехал работать на Уральский автомобильный завод…
— Почему именно в Миасс? Что привлекло в автозаводе?
— У меня жена была родом отсюда, вот я и выпросил себе распределение в Миасс. Как ниточка за ней поехал (улыбается). Помню, пришел на прием к главному энергетику завода Борису Васильевичу Звездину, поговорили, он и дал письмо на распределение. Вначале работал инженером в составе техчасти под руководством Вячеслава Дмитриевича Колесова. А через год мне предложили должность руководителя лаборатории релейной защиты и высоковольтных испытаний (РЗВИ). Так я и начал работать в электротехническом цехе. С тех пор прошло 37 лет.
— Вспомните, какое было первое впечатление о заводе, о цехе, о людях?
— Тогда завод был очень сильным, работал очень жестко. На местах чувствовалась дисциплина, высокий уровень самоорганизации работников. У людей было очень ответственное отношение к своей работе. Я считаю, мне повезло, что довелось работать с такими замечательными людьми, которых до сих пор с теплотой вспоминаю: Вячеславом Дмитриевичем Колесовым, Иваном Ивановичем Никитиным, Николаем Ивановичем Васильевым, Сергеем Михайловичем Марчуком, Анатолием Ивановичем Жаровым, Григорием Борисовичем Соломовичем, Николаем Васильевичем Васильевым, Владимиром Натановичем Фридляндом, Серафимом Федоровичем Козловым, Юрием Григорьевичем Крохиным, Аркадием Ивановичем Грехневым — очень грамотными, опытными специалистами и просто хорошими мужиками.
— Пример старших товарищей, наверное, пригодился, когда получили руководящую должность?
— Да, я был и. о. начальника цеха, потом работал заместителем… Честно признаться, административная работа мне не по душе, мне ближе техника, я ведь технарь. Не люблю «ногой топать». Поэтому и ушел потом сменным мастером на высоковольтный участок. Сейчас вот уже на пенсии, тружусь в должности электромонтера.
— Когда успели получить второе высшее образование?
— Пока работал в лаборатории РЗВИ, был отправлен на учебу с отрывом от производства. Получил второе высшее образование по специальности «микропроцессорные системы». Знания пригодились, так как я принимал непосредственное участие во внедрении на заводских объектах автоматизированной системы телекомплекса, которая осуществляла телеизмерения, телесигнализацию, телеуправление…
— Кстати, вы были участником многих знаковых производственных событий автозавода, разработчиком рационализаторских предложений. Какие события запомнились больше всего?
— Событий было, действительно, очень много… Принимал участие в реконструкции всех автоматических частотных разгрузок, занимался автоматикой, релейной защитой. Сам рисовал схемы, ездил, утверждал. Запускали в эксплуатацию новую современную технику — реле частоты, они тогда только-только еще появились. У нас были совсем другого типа. Это автоматика, которая отключает потребителей в случае развала энергосистемы. Например, частота сети падает до определенного значения — должна сработать первая ступень и отключить потребителей. Служит для сохранения источников питания… Пожалуй, еще один из самых светлых моментов — осуществление перехода на новые стандарты — 10 кВ. В то время у завода было только оборудование на 6 кВ. Тогда как раз строили АСП, энергоблок — северная часть завода находилась как бы за ширмой. С нуля на новом месте строили подстанцию «Северная». Помню, там была непролазная глина. Также строили здания, завозили, монтировали оборудование. Было очень интересно…
— А что сегодня представляет собой ЭТЦ?
— ЭТЦ — это структурное подразделение теперь уже ОАО «ЭнСер», которое осуществляет эксплуатацию оборудования, обеспечение бесперебойной работы цехов и сторонних потребителей. Проще говоря, занимаемся электрооборудованием всего автозавода. За прошедшие годы коллектив заметно сократился, сейчас работает 77 человек. В состав электротехнического цеха входит участок высоковольтных сетей и подстанций, лаборатория релейной защиты и высоковольтных испытаний, электроремонтный участок и механоэнергетическая служба. Вот, в общем-то, и все.
— По вашему мнению, что отличает работников электротехнического цеха?
— В цехе, который всегда находится на передовой, коллектив плохим быть не может по определению. Это очень грамотные специалисты. Наш персонал — и оперативный, и ремонтный — проходит постоянное обучение. Каждый в совершенстве должен знать оборудование. Наших людей отличает ответственность, ведь если ремонтный персонал недобросовестно отнесется к работе, то оборудование выйдет из строя. А если где-то произойдет какая-то внештатная ситуация, то оперативный персонал везде должен быть первым, чтобы отключить электроустановку, встретить и осуществить допуск на место ЧП экстренных служб. В общем, без преувеличения, работник ЭТЦ — это грамотный, ответственный, собранный, умеющий оперативно принимать верные решения человек.
— Борис Николаевич, вы энергетик с солидным стажем, наверняка в вашей жизни встречались какие-то ходячие анекдоты?
— …Помню, был у меня учитель-физик Исаак Ионович. Так вот, он проверял отсутствие напряжения в сети голой рукой. Потрогает и скажет: вот здесь 220 вольт, а вот здесь 380. Вот такой жизненный анекдот. Я это к тому, что настоящий электрик все-таки должен родиться электриком.
— Чего бы пожелали коллективу в честь 70-летнего юбилея цеха?
— Здоровья, успехов в работе, в семье, хорошей, интересной и безаварийной работы!
вехи истории
1941 г. — оборудование первой подстанции напряжением 35/6 кВ;
1942 г.— введена в эксплуатацию подстанция «Автозаводская» напряжением 110/35/6 кВ, для ее электроснабжения возведена 18-километровая ЛЭП от подстанции «Миасс»;
1946 г. — на подстанции «Автозаводская» установлен трехфазный трансформатор мощностью 20 МВА;
1946 г. — электромеханический участок преобразован в электромеханический цех;
1951 г. — введены в эксплуатацию малотрансформаторные мастерские — «Копер»;
1955 г. — в результате объединения нескольких цехов образован электротехнический цех;
1962 г. — введена в эксплуатацию подстанция «Городская» с двумя трансформаторами мощностью 5600 кВА и 3200 кВА;
1966 г. — из структуры ЭТЦ выделен электрокарный участок;
1967 г. — введена в эксплуатацию подстанция «Сталелитейная»;
1978 г. — из состава ЭТЦ вышел участок связи;
1980 г. — создана новая система электроснабжения завода: построено и введено в действие более 100 км линий электропередачи от подстанции «Чебаркуль» до подстанций «Миасс», «Тургояк»;
1990 г. — коллективом цеха реконструировано более 150 км линии 110 кВ;
2000 г. — плановая модернизация устаревшего оборудования.