• Миасс
  • О газете
  • О сайте
  • Контакты
  • Рекламодателям
  • Подписка
Суббота, 30 сентября 2023 г.
  • Вход
  • Рег.
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Бессмертный полк
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт
    • Тонус
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
    • Архив с 2012 по 2018 г.
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Бессмертный полк
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт
    • Тонус
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
    • Архив с 2012 по 2018 г.
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+
No Result
View All Result
Миасский Рабочий

Мы продолжаем восстанавливать детали события почти 70-летней давности

Миасский Рабочий Миасский Рабочий
27.02.2013
в рубрике Новости, Разное
Реклама

История железнодорожной катастрофы («МР» № 2, 8, 14) обрастает все новыми  и новыми подробностями.  И вместе с новой информацией  появляются вопросы: сколько все-таки было погибших — 200, 100,  не более полусотни или еще меньше?..  кто вел мотовоз с людьми?..  по чьей вине произошла авария?..  Предоставим слово очевидцам трагедии.

Людмила Захарова:            

vankovДядю узнали по варежкам

— Анатолий Иванович Ваньков, мой дядя (на снимке), брат отца Николая Ивановича, несовершеннолетний был. Жил у старшей сестры на автозаводе, домой в старый город не ездил, работал, кажется, в цехе мотор. В день аварии у него был выходной (первый за много месяцев), и вечером он поехал в кино, залез в первый вагон, забрался на верхнюю полку и заснул… Его потом только по варежкам и узнали, когда уголь разгребли. Схоронили в своей могиле, не в братской…








Виталий Максимович АКИМОВ:

Милиция не подпустила

— Жили мы на Ремесленной улице, за прудом. Брат Александр работал в цехе мотор слесарем. Когда он не пришел вечером домой, мы не волновались, потому что они с друзьями частенько, захватив из дома картошки, оставались ночевать прямо в цехе. Утром по городу поползли слухи об аварии на мотовозе. Мама побежала в городскую больницу искать сына, не нашла и вернулась ни с чем. Рассказывала мне, что в больнице почему-то не было света, раненые лежали в коридорах на полу, перевязывать их было нечем, поэтому рвали простыни на тряпки и перевязывали ими раны. Мы с пацанами побежали к месту аварии посмотреть что и как, но конная милиция не подпустила нас близко. А вечером брат пришел с работы живой и здоровый!.. Радовались, конечно, все. А вот его друг Вениамин Шопин (жил недалеко от нас, тоже на Ремесленной) погиб…

abramova1Нина Дмитриевна Абрамова:                     

Добром не уйдете — посадим в тюрьму!abramova2

— Мне было 13 лет. Об аварии узнали в школе и сразу после уроков побежали туда посмотреть. Но милиционеры
нас не пустили, стали отгонять и пугать: «Коли добром не уйдете, в тюрьму посадим!» Тогда мы побежали за телегами, которые везли тела погибших в городскую больницу. Двери в морг были широко открыты, мы туда всей толпой заскочили — интересно же было!.. В день похорон играли сразу два оркестра — в Пензии (у автотехникума) и около кинотеатра «Энергия», и одновременно шли две похоронные процессии — из-за пруда и от техучилища. Гробы с погибшими везли на лошадях, машин было мало, а народу очень много, в основном женщины. Мужчины-то все на фронте воевали. Из наших соседей погибла тетя Маруся Полякина.

 



Софья Михайловна Кудашева:

Тема была под запретом

— Я на этот мотовоз не попала, а моя сестра Мария Брюхова, которая каждый день ездила на нем, именно в тот страшный день по какой-то причине не пошла на работу. И это ее спасло. Она долго не могла прийти в себя после аварии, поэтому об этом событии в семье никогда не говорили. Тема была запретной.

 

Геннадий Петрович Гредасов:  

Виноват диспетчер!

— В 1944 году мне было 11 лет, жили вдвоем с матерью. Помню, как в 1943 году пленные немцы строили линию для мотовоза в старом городе. До того, как она вошла в строй, народ доезжал на мотовозе от завода до станции, перебегал железную дорогу и садился в коробки (газгены). Сколько вагонов таскал мотовоз, точно не помню. Кажется, около десятка, но они были маленькие, еще царской постройки, с деревянными лавками, как в электричке. Народу там набивалось как сельди в бочке: сидели, стояли в тамбуре, висели на подножках, даже на буферах ехали.

Так как мне тоже довелось работать машинистом (на снимке слева), могу предположить, почему случилась авария. Между двумя остановками (у завода и на станции Миасс) в районе молокозавода раньше была гора. Небольшая, правда, но когда оба поезда тронулись, они друг друга из-за горы не видели. Более того, у обоих дорога шла на подъем. И чтобы этот подъем одолеть, оба машиниста взяли разгон. А когда из-за горы вывернули и поняли что к чему, было поздно. Никакие тормоза не спасли бы, да дрянненькие они были, тормоза-то. Не могу понять, как вышло, что каждый диспетчер отправил свой поезд, не поставив в известность другого?.. Вся связь идет в первую очередь через диспетчеров, а не через начальника железнодорожного цеха. Так что виноваты здесь диспетчеры, их халатность. Позже я узнал, что пассажирский поезд (привычнее, конечно, называть его мотовозом) вел машинист Николай Порфирьевич Иващенко. А уголь вез Михаил Лопатин (мы его звали дядей Мишей). Оба они остались живы, но никогда не вспоминали об этом случае, держали язык за зубами. Время-то было какое… НКВД шерстило будь здоров!

А в том, что машинист остался жив, а его помощник погиб, нет ничего удивительного, это вполне могло случиться. Как и то, что паровозы не поломались, а только встали на дыбы. Кабина защищена тендером (его прицепляют сзади, там хранятся уголь и вода) — на фотографии в газете его хорошо видно. Поэтому паровоз и уцелел, а вот вагоны друг на друга наехали. Хотите знать, как ходил мотовоз? До станции паровоз шел впереди состава, а потом на стрелке он обходил состав и вставал впереди него, но уже как бы задом наперед. Так задом наперед и шел к заводу.

 

Евгения Афанасьевна Ивочкина:              

Папе повезло дважды

— Когда в доме случайно заходил разговор об этой аварии, мама всегда говорила: «Если бы не я, отец точно погиб бы!» Папа Афанасий Филоновичivochkina работал на заводе 611 (сейчас там располагается мебельная фабрика) и должен был ехать на смену. Вообще-то он находился там круглосуточно, домой приезжал редко. Поэтому мама и старалась его хоть немножко подольше дома удержать. И не отпустила на тот рейс мотовоза, который аварией закончился. Это, кстати, была вторая авария. А когда случилась первая, папе тоже повезло — его, наоборот, вызвали на работу раньше, чем он обычно ездил. Директор передал, чтобы отец успел на первый рейс. И он успел на самый ранний.

 



hlyzovНиколай Семенович Хлызов:         

…И попробуй опоздай!

— Я еще не работал тогда, учился в ФЗО на слесаря-ремонтника, было мне лет 16-17. Немножко не успели на тот рейс мотовоза и пошли пешком. Такое вообще-то часто бывало, что туда и обратно рабочие пешком ходили. Но при этом попробуй опоздай хотя бы на пять минут! Накажут вплоть до увольнения.

 


Анна Дмитриевна Тимошина:

Тела лежали как дрова

— В 1944 году мне было 16, я работала на «Миассзолото» контролером в цехе, где выпускали трубы для снарядов, которыми стреляли катюши. По ночам эти трубы увозили на объект № 611 и там заряжали. Жила я на улице Гранитной, а она как раз в больницу упирается. Соседка моя Лида Синицына там была санитаркой, ухаживала за ранеными и даже влюбилась в одного из них. Тела погибших лежали в морге как дрова, друг на друге. Из моих знакомых погиб бывший одноклассник Виктор Свиридов — высокий, красивый, сильный парень…

 

Петр Константинович Сесюнин:

По-другому поступить не мог

— С 1941 по 1948 год я работал в шахте в поселке Ленинск. Наутро после аварии бригадир разбудил нас, рассказал, что произошло, и предложил отчислить в помощь семьям, потерявшим кормильцев, по одному рублю золотом. Я тоже отчислил, за что потом мне сильно влетело от отца-инвалида: он не работал, а в семье нас было десять человек детей — пять братьев и пять сестер. Конечно, каждая копейка была на счету. Но поступить по-другому я не мог.

 

от редакции

Благодарим всех, кто поделился с нами своими воспоминаниями. Прошло 70 лет, что-то стерлось из памяти свидетелей, что-то осталось более или менее ярко. Мы не ставили перед собой цель сопоставить разные воспоминания и установить истину. Мы просто слушали, запоминали и пытались потом в газетных строчках сохранить авторский стиль изложения. Иногда, когда в разговоре участвовали сразу несколько очевидцев, поддакивающих друг другу или, наоборот, спорящих друг с другом, чьи-то слова по ошибке приписывались нами не тому, кто их произнес. Так получилось с Анной Фадеевной Чащиной. Приносим ей свои извинения. Мы хотим, чтобы читатели поняли:  сейчас главное  — воссоздать общую картину произошедшей трагедии, унесшей жизни многих наших земляков. 

Реклама

Похожие темы

Фильм о восстановлении мемориала «Саур-могила» на Донбассе покажут в Челябинской области

Фильм о восстановлении мемориала «Саур-могила» на Донбассе покажут в Челябинской области

29.09.2023
Гороскоп с 3 по 9 января: Девам следует избегать авантюр, а Скорпионам отведена роль баловня судьбы

Гороскоп на 30 сентября: проверить печень следует этому знаку зодиака

29.09.2023
Подписаться
Войти через
авторизуйтесь
Уведомить о
guest
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Погода

Погода в Миассе
Погода
Погода в Миассе на 2 недели
Реклама

Самое популярное на сегодня


Новости на других сайтах

Новости СМИ2

Сетевое издание «Миасский рабочий.RU»

Свид-во о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 61785 от 07.05.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредители:

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»;

Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния».

Главный редактор: Исаева В.А.

Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.miasskiy.ru обязательна (в интернете — гиперссылка).

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

Настоящий ресурс может содержать материалы 16+

Тел. редакции +7 (3513) 57-23-55

Email: mr@miasskiy.ru

  • Новости
  • Наши проекты
  • Официально
  • АРХИВ
  • 16+

© 2012 — 2023. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2023

No Result
View All Result
  • Новости
    • Все новости
    • АвтоНьюс
    • Гороскоп
    • Досуг
    • ЖКХ
    • Здоровье
    • Культура
    • Образование
    • Погода
    • Происшествия
    • По закону
    • События
    • Спорт
  • Наши проекты
    • Бессмертный полк
    • Живая история
    • Конкурсы
    • Край родной
    • На старт
    • Тонус
  • Официально
    • Извещения
    • Администрация МГО
    • Собрание депутатов МГО
    • Архив с 2012 по 2018 г.
  • АРХИВ
    • Подшивка
  • 16+

© 2012 — 2023. Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Миасский рабочий»; Областное государственное учреждение «Издательский дом «Губерния». Все права защищены.
Производство сайта: Андрей Петрович Попов, 2018 — 2023

Добро пожаловать!

Войдите в свою учетную запись

Забыли пароль? Регистрирация

Создать новый аккаунт

Заполните формы, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите свое имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти
wpDiscuz
0
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x
| Ответить