В феврале этого года талантливый миасский живописец отметил бы 87-летие
40 лет на любимой работе
Алексей Яковлевич Штрахов родился в 1926 году в деревне В.-Усцелемово Уйского района Челябинской области. Окончил семь классов сельской школы, позже был призван в армию, где стал участником советско-японской войны. На энергетическое производство Уральского автомобильного завода пришел работать в 1956 году. Своей любимой профессии Алексей Яковлевич посвятил без малого 40 лет жизни. За эти годы он прошел путь от электрослесаря по ремонту и обслуживанию оборудования ТЭЦ до начальника теплоизмерительной лаборатории (впоследствии участок ТАИ) и начальника смены станции. А. Я. Штрахов был непосредственным участником строительства и запуска в эксплуатацию водогрейной котельной № 1, кроме того, он внес большой вклад в модернизацию щитов управления агрегатами станции и в переоснащение их новыми приборами и регуляторами. Кстати, совмещение щитов управления котлами № 2, 3 и № 4, 5 позволило осуществлять обслуживание двух котлов одним машинистом.
Уральский самородок
Однако спустя много лет на предприятии «ЭнСер» энергетик Штрахов все же больше известен как талантливый художник-пейзажист. «Наш уральский самородок» — так однажды ласково назвала его одна из бывших коллег. По воспоминаниям сотрудников, Алексей Яковлевич открыл в себе талант художника-живописца в довольно-таки зрелом возрасте. Причем этому ремеслу он никогда специально не обучался, да и, насколько известно, в роду художников тоже не было. Пик его творчества пришелся на конец 80-х и первую половину 90-х годов. Уже будучи пенсионером, Алексей Яковлевич продолжал трудиться на ТЭЦ в должности слесаря-ремонтника. Рабочая специальность его нисколько не смущала, ведь теперь в его распоряжении была целая комната, где располагались мольберт, кисти и краски. Именно в это время он стал объектом внимания не только своих коллег, но и начальства. Его яркие, жизнерадостные пейзажи постепенно появились на стенах цехов всего энергетического производства. При этом художник-энергетик в качестве холста использовал подручные материалы — фанеру, доски, а иногда и просто стену. Работы Алексея Яковлевича дарили на юбилеи, праздники и просто как сувениры. Кстати, известен случай, когда предприятие посетила делегация из Германии. Заморские гости настолько были впечатлены изображенной природой, что тут же захотели выкупить одну из работ. По словам очевидцев, после этого случая миасскому энергетику не раз поступали заказы из-за рубежа.
«А подарка не оказалось…»
О популярности картин Штрахова говорит и тот факт, что некоторые из них порой бесследно исчезали прямо из цехов и кабинетов. Одна из сотрудниц предприятия вспоминает: «Как-то на день рождения подарили картину Штрахова нашей коллеге, а когда пришли утром на работу, подарка на месте не оказалось».
— Замыслы своих будущих работ Алексей Яковлевич всегда черпал из головы, — рассказывает бывший художник-оформитель энергетической службы автозавода Валентина Воронина. — Бывало, найдет на него вдохновение, так он одну картину мог дня за два, почти не отрываясь, написать. В его творчестве представлены все времена года, но в основном, конечно, преобладает мотив золотой осени. Почему-то она ему больше нравилась…
Почему излюбленным жанром художника-самородка стал именно пейзаж, сейчас сказать сложно. Быть может, только в пейзаже наиболее полно и глубоко он мог выразить свои чувства, мысли, мироощущение. Ведь именно пейзаж — один из самых эмоциональных жанров искусства. Согласитесь, им нельзя овладеть без искренней любви художника к природе. Только глубоко переживаемое впечатление может родить произведение, в котором зритель вслед за художником увидит в чем-то давно знакомом и будничном нечто поразительно новое и волнующее. Кстати, ходили даже слухи, что и квартира художника вся расписана: на потолке изображен небесный свод, а на стенах — леса, луга и степи.
Стоит отметить, что настроение пейзажиста чувствуется не только в игре красок, сюжетах его картин, но даже в их размерах. Некоторые произведения просто поражают своими габаритами, достигая двух метров в высоту и шести метров в длину. А есть и очень даже миниатюрные работы, укладывающиеся в несколько десятков сантиметров.
Не менее тысячи
Сегодня картины художника-энергетика по-прежнему украшают стены абсолютно всех подразделений ОАО «ЭнСер». Сколько их было написано всего, точно сказать никто не может, хотя некоторые уверяют, что не меньше тысячи. Между тем каждая из сохранившихся работ имеет свою уникальную историю, поэтому для энергетиков все они остаются на вес золота. Свой жизненный путь Алексей Яковлевич Штрахов окончил в 1996 году, скончавшись после продолжительной болезни. Но память об этом удивительном, талантливом человеке по-прежнему живет в его творениях…