30 лет назад в горах Афганистана погиб гвардии подполковник Александр Савельев
В феврале 1989 года из Афганистана ушли последние колонны советских войск. Закончилась никем и никому не объявленная, длившаяся 3338 дней и ночей война, унесшая жизни более 14 тысяч наших соотечественников, в том числе 170 южноуральцев. Семь цинковых гробов пришло и в Миасс. На памятной доске у мемориала Скорбящей матери высечены фамилии погибших, среди них — гвардии подполковник Александр Савельев. Незадолго до Дня защитника Отечества исполнится 30 лет со дня его героической смерти, но вспомнить о нем хочется именно сейчас, накануне 15 февраля — дня, свято чтимого всеми участниками тех трагических событий.
Не плачь, мама
Можно ли заранее предугадать, кто вырастет из деревенского мальчугана — педантичный чиновник, виртуозный пианист или храбрый воин? Наверное, нет. Вот и Саша Савельев, один из семи детей большой и дружной семьи, ничем, казалось бы, не выделялся из толпы сверстников. Школа в Новоандреевке, ремесленное училище в Карабаше, Благовещенское высшее танковое командное училище, затем — служба в Закавказском военном округе, в Германии. Окончил заочно Московскую военную академию бронетанковых войск имени маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского, получил звание подполковника и в июне 1982 года отправился в Афганистан.
Перед отъездом вместе с женой Савельев приехал попрощаться с родными. «Не плачь, мама, — успокаивал Саша плачущую мать. — Я еду не воевать, а советником». Когда подруга детства Татьяна Ковалева спросила, зачем он едет в Афган, ответил коротко: «Таков мой долг. Надо — значит, поеду». И улыбнулся своей светлой и открытой улыбкой, которую многие, знавшие его, сравнивали с гагаринской. Последней его видела сестра Галина, провожавшая брата в аэропорту Челябинска — он шел по летному полю и махал ей фуражкой. Кто мог знать, что они прощались навсегда?..
125 тысяч за голову
Должность военного советника командира полка афганской армии легкой жизни Савельеву не сулила, тем более что служить ему пришлось в Мазари-Шарифе, в 60 км от границы. Руководство действиями афганцев в боевых выходах, участие в схватках с вооруженными до зубов душманами — далеко не все обязанности военного советника. Научившись языку дари, Савельев ходил на переговоры без переводчика, на этом же языке отдавал команды. Война без устали проверяла выдержку советского офицера, его выносливость, мужество и хладнокровие, умение молниеносно принимать единственно верное решение, и, как когда-то в училище, он сдавал все эти экзамены только на отлично. Душманы охотились за Савельевым. «За мою голову предлагают 125 тысяч афгани, я не отдам ее так дешево», — писал он в письме сестре.
Александр Савельев был простым и открытым в общении, надежным и бесстрашным в бою, неприхотливым в быту. Откуда, из какого источника черпал он силу духа? Воинов-интернационалистов подстерегали фугасы, мины, обстреливали душманы. Даже природа испытывала их на прочность: иногда путь лежал от раскаленного ущелья до вершины хребта, где стояла минусовая температура. Однажды полк, где находился Савельев, отправился на подмогу советским солдатам, попавшим в окружение, но не успел: на месте сражения остались только горы изувеченных тел…
«Рус, сдавайся!»
Рассказ о нашем земляке будет неполным, если не упомянуть его жену Надежду, которая через три месяца приехала в Афган вместе с младшим сыном Женей, чтобы скрасить существование супруга в чужом и враждебном краю. Семьи военных советников жили в коттеджном поселке, огороженном колючей проволокой, вдоль которой стояли БТРы с афганскими солдатами. Когда офицеры уезжали в полк, женщины и дети практически оставались одни. На случай нападения в каждом коттедже имелись пистолеты и ящик с гранатами. Во время обстрелов семьи должны были находиться в разных местах, чтобы иметь возможность предупредить других об опасности. А опасности подстерегали на каждом шагу…
«В иные ночи, — вспоминала позже Надежда Александровна, — невозможно было сомкнуть глаз. Душманы стреляли и кричали: «Рус, сдавайся! Всех перебьем!» От выстрелов содрогались стены, дребезжали стекла в окнах, а мы прятались в ванной, самой безопасной комнате. Дети в военной обстановке быстро поняли, как себя вести, и неукоснительно соблюдали правила. Единственной связью с Родиной был радиоприемник. Новости мы слушали ежедневно…» Более четырех месяцев прожили Савельевы в Афгане, и за это время Надежда Александровна поседела…
В самое сердце
Жизнь военного советника оборвал выстрел душманского снайпера. 22 февраля 1983 года он вернулся с военной операции, узнал, что в горах советские солдаты несут большие потери, и с воинами-афганцами бросился на выручку своим. На обратном пути открыл люк бронетранспортера, чтобы глотнуть свежего воздуха — и тут же вражья пуля поразила его в самое сердце. Гроб с телом мужа-героя везли в СССР жена и сын. В первый день весны новоандреевцы похоронили земляка. Отец не смог пережить гибели сына. Меньше чем через год его не стало…
Л. Панфилова, педагог.