Девушка-волонтер учит творчеству особых детей
«Лена, посмотри!», «Лена, а у меня хорошо получается?», «Лен, а я тебе подарок сделала!»… «Лена», «Лена», «Лена» – несется со всех сторон. И Елена Фишер слышит всех, и каждому отвечает, и к каждому подходит, и всем успевает уделить внимание.
И КВИЛЛИНГ, И ДЕКУПАЖ
Попробуйте честно себе ответить на вопрос: смог бы я добровольно и бесплатно заниматься в свое свободное время с детьми-инвалидами? Приходить два раза в неделю, готовить материалы для творчества, каждым неумелым ручкам преподавать индивидуальный урок мастерства, терпеливо, по многу раз объяснять одно и то же — и при этом не сердиться, не раздражаться, а улыбаться и шутить?..
Ручаюсь, что 99 из ста ответят отрицательно, ссылаясь на занятость, на то, что «и у самого дома дети есть», что «каждый труд должен быть оплачен», что «для этого, в конце концов, есть специальные учителя». Ну и так далее, отговорок может быть много. А вот у Елены отговорок нет, потому что решение стать волонтером она приняла самостоятельно.
— Волонтерское движение у нас не очень-то развито, — делится Елена. – А мне всегда хотелось к чему-то приложить свои руки, поделиться с кем-то умениями, которые есть у меня. Думала долго, а выхода не находилось, пока мне не предложили проиллюстрировать книгу детских стихов поэта-инвалида. «А что, если такие рисунки нарисуют сами же дети-инвалиды?» — подумалось мне. Пришла в общество инвалидов и говорю: «Хочу заниматься с вашими детьми!» Председатель Андрей Котов отвечает: «Пожалуйста! Что для этого надо?» — «Помещение и детей!» Дали мне помещение и детей, и начали мы заниматься. Чем? Да всем, чем угодно! В принципе, больному ребенку все равно, что делать руками. Даже если он просто перебирает камешки, мелкая моторика все равно развивается. Но перебирать камешки скучно. Лучше выбрать такое ремесло, которое позволит быстро достичь конечного результата. Допустим, модный сейчас квиллинг нам не подходит, потому что требует времени на изготовление большого количества мелких деталей. А вот, скажем, витражная роспись позволяет достаточно быстро превратить стеклянную бутылку в красивую вазу. Или декупаж, когда с помощью бумажных салфеток и деревянных (пластиковых) заготовок можно сделать настоящее произведение искусства – оригинальные настенные часы, шкатулку, рамку для зеркала, коробку для подарка. Это все по силам нашим детям.
МНЕ С НИМИ ИНТЕРЕСНО
Лена, по профессии компьютерный дизайнер, с течением временем поняла: все, что ставится на поток, смертельно для творчества. А душа жаждала именно творчества. И оно нашлось в занятиях с детьми.
Кстати, волонтерство в данном случае – дело семейное. Муж Лены, руководитель российского историко-спортивного клуба ролевых игр «Искра» Владимир Ефимов, в течение 16 лет занимается с детьми фехтованием, учит их приемам ножевого боя, увлекает ролевыми играми. К занятию жены отнесся серьезно и с пониманием. Более того, стал спонсором творческого кружка: все материалы (краски, кисти, клей, бумага, часовые механизмы, бусины, бисер и т. д.) приобретаются им (с недавних деньги на приобретение материалов частично стали выделяться обществом инвалидов), а сам кружок считается филиалом клуба, причем, правильное название его звучит так: студия творческого развития детей-инвалидов «Искра».
В наш прагматичный век волонтерство встречается редко и не всегда правильно понимается людьми.
— Зачем вам это надо? – не могу удержаться от вопроса. — Работа с больными детьми и при том не оплачиваемая — что она дает?
— Как это «что дает»? – смеется в ответ Лена. – Удовольствие! И огромное удовлетворение. Я им нужна, понимаете? Им со мной интересно, а мне – с ними. И потом не забывайте: как ни крути, а все мы в той или иной мере тщеславны. Когда мои ребятишки стали дипломантами на городском фестивале творчества детей-инвалидов, я была не просто рада – гордилась их успехами!
ПОДЕЛИСЬ РАДОСТЬЮ
…В помещении, где идут занятия, витает дух творчества. Руководитель не навязывает свое мнение, а подкидывает идею, заставляет мыслить, находить правильное решение самостоятельно.
«Тебе нужен коричневый цвет. Какие краски нужно смешать, чтобы его получить? Как ты считаешь?» — спрашивает Лена малыша. Сидящая рядом мама пытается подсказать сынишке, но Лена предостерегающе поднимает руку – пусть ребенок думает сам. И он несмело пальчиком тыкает в одну, в другую.. «Правильно, молодец!» — радуется учитель.
«Скажи, почему у тебя не получился нужный оттенок? – спрашивает Лена кудрявую Алинку. Девчушка что-то шепчет в ответ. «Верно! – ободряет Лена. – Ты добавила слишком много черного. Исправь». И тут же укоризненно качает головой: «Алиса, ты взяла не ту кисточку, мазки слишком заметны. Работа будет выглядеть красиво, если все мелочи сделаешь аккуратно, быстро бери другую кисточку… И не попадай мимо ни в коем случае! Мазнешь – все испортишь!»
Подросток, пришедший в первый раз и осваивающий секреты декупажа, заметно нервничает: «Я нормально сделал?» — «Не нормально, а очень хорошо!» — хвалит педагог.
Зрителей на занятии не бывает, у Лены на этот счет твердое правило: пришел – делай, не сиди! И сопят от усердия рядом с детьми бабушки и мамы, чувствуя себя такими же учениками, как и их малыши. «Готовые работы я прошу не хранить, а дарить друзьям и знакомым, — говорит Лена. – Пусть дети учатся делиться радостью творчества с близкими!»