Желающих стать приемными родителями будут учить обращаться с детьми
С 1 сентября 2012 года в соответствии с федеральным законом в России была введена обязательная подготовка лиц, желающих взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. О том, чем вызвана необходимость в такой подготовке и как она проходит, рассказала начальник управления социальной защиты населения Елена ЛИПОВАЯ.
Свой среди своих
Желающие усыновить ребенка (таких, к счастью, в городе немало) не всегда могут построить с ним отношения, основанные на уважении и доверии. Люди просто уверены: у них сироте будет лучше, чем в детдоме. С одной стороны это действительно так: ребенок должен расти в семье. Однако взрослые не до конца осознают, сколько усилий надо приложить, чтобы усыновленный или взятый под опеку ребенок почувствовал: он в своей семье, а не среди чужих.
— Мы и раньше готовили опекунов, — рассказывает Елена Липовая, — но делали это выборочно и только в том случае, если кандидаты на роль родителей вызывали сомнения. Теперь же подготовка стала обязательной для всех, и это, наверное, правильно. Приемные родители должны понять ответственность своего шага, а значит, с наибольшей пользой для себя воспринять знания об особенностях развития ребенка, его адаптации и периодах трудного поведения, которые им в полном объеме дадут специалисты.
Двойная травма
Из-за неспособности приемных родителей найти правильный подход к усыновленным ежегодно около 8000 российских детей возвращаются обратно в детские дома. А это тяжелая психологическая травма для ребенка, который к тому времени и так уже пострадал от своих горе-родителей.
— Не сказать, что в Миассе большой процент возврата детей в госучреждения, — продолжила Елена Павловна. — В прошлом году из-под опеки вернули шестерых, но даже если бы эта цифра была меньше, мы бы все равно забили тревогу, потому что такого быть не должно. И ребенок, какой бы он ни был, — не вещь, которую при обнаружении брака можно вернуть в магазин. Он — человек. Маленький, но человек, имеющий полное право на любовь, на снисхождение. Самое страшное, что сирот чаще возвращают кровные родственники, то есть самые родные для него в этом мире люди.
Вернуть, откуда взял?
Не секрет, что сегодня сирот как таковых в стране мало. В основном это дети, родители которых по каким-то причинам не осуществляют должный уход за ними. Потому-то их и забирают к себе родные бабушки. Казалось бы, что может быть лучше, чем жить у бабушки, которая все умеет, знает сказки, печет плюшки и вяжет носки? Но не все так однозначно. Да, носки, плюшки, сказки, но при этом — преклонный возраст, слабое здоровье, расшатанные нервы. Она уже заслужила свое право на спокойный отдых, а приходится нести тяжелый груз по воспитанию ребенка.
Справиться с малышом не составит труда. Но когда наступает переходный возраст и внук становится неуправляемым, бабушка, исчерпав все известные ей способы уговоров и угроз, опускает руки в растерянности. Эмоциональный контакт с подростком нарушен, и получится ли его восстановить, никто не знает.
Если подобное происходит в полной семье, родители даже мысли не допустят о том, чтобы как-то избавиться от ершистого отпрыска. Совсем другое дело опекун. У него всегда есть лазейка в виде возврата своенравного ребенка туда, откуда взял. Вот и сдают детей, как пустые бутылки в пункт приема стеклотары.
Обучать и своих, и чужих
В статье Семейного кодекса об обязательном обучении граждан, желающих взять ребенка в семью, прописано: «… кроме близких родственников». Но, как показывает опыт, лучше обучать всех — и родных, и чужих. В Миассе так и делают.
Раньше с будущими опекунами и усыновителями работали психологи и педагоги детского дома. Теперь же кандидатов отправляют в Златоустовский социально-реабилитационный центр, где они проходят тестирование, общаются с опытными специалистами, учатся общаться с ребенком в соответствии с его возрастом, выражать свою любовь и привязанность, разделять увлечения, жить его интересами и многому другому. После того, как ребенок уже стал полноправным членом семьи, его новые родители имеют право в любой сложной ситуации обратиться к психологу с просьбой помочь разрешить возникшую проблему.
На контроле
Было бы ошибкой думать, что, отдав ребенка в семью, специалисты управления соцзащиты забывают про него. Как раз наоборот: в первый год ведется ежемесячный патронаж семьи, а потом контроль становится реже — раз в полгода.
— Иногда можно услышать, что детей берут под опеку или в приемную семью ради денежного вознаграждения, выплачиваемого государством, — говорит Елена Павловна. — Но даже если это так, а ребенку при этом в семье хорошо, тепло, уютно, если он окружен любящими людьми, сыт, одет, весел, то что здесь плохого?
Наша справка
— В 2012 году под опеку был взят 71 ребенок, шесть детей — в приемные семьи.
— Из-под опеки вернули шесть детей, из приемной семьи — двух.
— В детских социальных учреждениях Миасса находится около 150 социальных сирот.