В конкурсе «Не подшиты, стареньки» поучаствовали около полусотни миасцев Тема уральских валенок оказалась интересной для многих наших читателей, но наибольшую активность проявили старгородцы — вероятно, у них нынешней зимой самые низкие температуры наблюдаются, а потому валенки им просто жизненно необходимы.
Эй, друзья, скорей на печь!
В том, что ученики школы № 1 все как один творчески одаренные, мы убедились в очередной раз, получив от них пачку нарисованных валенок. У Алены Пименовой (кстати, даже фамилия у художницы из 6 «Б» класса как нарочно от слова «пимы»), Ирины Туголуковой (6 «Б»), Ивана Левакина (6 «Б») валенки строгие, без излишеств. Валенки романтические — у Яны Елькиной (6 «В») и Светы Кузнецовой (1 «В»). Валенки новогодние — со снежинками и елочками — у Дарьи Усовой (2 «В»), Светы Кузнецовой и Юли Козловой (1 «В»). Валенки на печке — у Елены Родионовой (6 «Б»). Зайца и кота Матроскина обули в валенки Вика Кирилловская (6 «Б») и Настя Сотникова (6 «В»). Обувью чемпионов назвал уральские катанки Илья Атаев (1 «В»), украсивший их российским триколором и надписью «SOCHI-2014». Анна Никифорова (2 «В») снабдила рисунок забавным стихотворением, а Лиза Королева (3 «Г») — загадками и частушками.
Анна Середкина (5 «В») прислала фотографию валеночек, украшенных тесьмой, мехом, пайетками и аппликацией, и уточнила: «Их носила моя двоюродная сестра, потом они перешли ко мне, а после — к моему брату».
С удовольствием рассматривали мы работы учащихся 3 «Б» класса школы № 18 (классный руководитель Н. Лемутова), которые сплели много-много разноцветных валеночек в технике макраме.
Ура! Удача! Получилось!
Очень порадовали семейные работы. Семья Савельевых украсила простой черный валеночек кружевами — получилось стильно и со вкусом. Ковригины сообща написали мини-реферат о происхождении валяной обуви, приложив к нему симпатичные катанки из синтепона со снежинками и бантиками.
В полный восторг нас привела семья Вертуновых, которая освоила валяние и описала этот процесс в стихах, завершив словами: «Ура! Удача! Получилось!» К письму был приложен крошечный мягонький валеночек, напоминающий пушистого черного котенка.
И для томатов сгодится!
Самым содержательным оказалось письмо от семьи, состоящей из Валентины Ивановны Мальковой (66 лет), Сергея Александровича Трифонова, Светланы Викторовны, Михаила Ивановича, Антона и Риты (6 класс, школа № 44) Стешенко.
«В роду у нас никогда не было пимокатов, — пишет Валентина Ивановна. — Но овец держали и валенки у пимокатов заказывали. Вот список названий валенок: сибирские сапоги, унты, валенцы, волнушечки, выходки, катанки. Раньше в валенки толкали помидоры, чтобы они быстрее созревали. Считалось, что это место темное, теплое и поэтому самое подходящее для томатов. Когда мы были молодыми, тайно ворожили — бросали через крышу валенок, он падал на снег. В какую сторону носок смотрит, в той стороне и твой будущий муж живет. Было весело, когда валенок оставался на крыше дома от чьего-нибудь слабого броска».
О пимокатах замолвите слово
Старый Миасс славился в свое время мастерами валяльных дел Сюрприз для тех, кто принял участие в конкурсе «Не подшиты, стареньки», и для всех наших читателей — встреча на газетной полосе с детьми известных в старом городе пимокатов Петра Маслова и Николая Буйнова.
С открытой душой
— Мой отец Петр Ефимович Маслов родом из деревни Маслово Уйского района, потому и Маслов. Работал в пожарной охране, шил сапоги (ремесло от деда перенял), а потом начал заниматься валянием. Я, пятилетний, с интересом присматривался к тому, что папа делает, сам потихоньку пробовал и даже свалял маломальские валеночки для куклы. Папины валенки были всегда хорошо укатаны, долго носились, были очень мягкими, потому что работал он на совесть, воду при стирке часто менял. У пимокатов такой секрет есть: если воду не менять, то грязь остается в валенках, укатывается, они становятся жесткими и плохо греют. Чтобы носились долго, надо укатывать грамотно, со знанием дела: на подошве толще, на голенище тоньше. И такой еще нюанс помню: валенок обваливают на круглой болванке и делают его на два размера меньше, после чего забивают колодки и растягивают уже до нужного размера. Спросите, зачем? Все просто: если затолкаешь колодку точно по размеру, он будет весь морщинистый. А когда его растягивают, то получается он в итоге ровненький. После того как валенок высохнет, его обжигают, чтобы гладким был, а не мохнатым, а потом еще протирают тряпочкой — можно сухой, а можно и с соляркой, — чтобы придать товарный вид.
Отец у нас веселый был, шебутной, заводила в любой компании. И песню спеть, и цыганочку сплясать — его хватало на все. Может, оттого и валенки у него выходили веселые, добротные, что зла он никогда ни на кого не держал, был рубаха-парень с открытой настежь душой.
Борис МАСЛОВ
Ножкам тепленько и не скользко
— Мой отец Николай Яковлевич был необыкновенным человеком — и музыкант от Бога, и пимокат тоже от Бога. Всю жизнь играл в оркестре Дома культуры, а потом вдруг проснулось в нем желание вспомнить ремесло, которому в юности его обучила мама, и он начал валенки катать. Купил шерстобитную машину — это такой агрегат, состоящий из большого барабана и валика. Овечья шерсть, проходя через нее, становилась похожей на ватку, из нее папа выкатывал потничок — другими словами, пластик шерсти. Мы с сестренкой иногда ножками этот потничок катали, помогали отцу. Потом он выкладывал из пластика форму большого, раза в 3-4 больше нужного размера, валенка. Добавлял шерсти на носочек, на пяточку — чтобы потолще были. Замачивал в кипятке, вытаскивал на верстак и специальными инструментами закатывал, пока шерсть не даст усадку до нужной величины. На колодочки посадит и в русскую печку поставит сушить.
На фабриках все делается машинами, а тут-то все вручную, работа физически тяжелая. Не зря ею занимаются в основном мужчины, женщины только на подхвате — шерсть перебрать от репьев, колодки из валенка выбить. Так, как катал валенки отец, никто, мне кажется, больше не умел — настолько ловкие, мягкие, ноские они у него выходили. Просто загляденье! Голенища тоненькие, как фетровые. Поставишь — стоят как игрушки. А уж носились как долго!..
Папа любил добавить изюминку в свое дело, цветные валенки делал — красные, зеленые. А мама, кроме того, что во всем отцу помогала, была искусной вязальщицей и иногда на заказ обвязывала пимы разноцветными нитками, вышивала, украшала пуговичками. Сейчас, конечно, валенок в продаже много: в Интернете видела даже свадебные катанки ценой в 20 тысяч рублей — с кружевами, стразами. Это, наверное, излишество, роскошь, хотя почему бы и нет?.. Людям хочется, чтобы было не только тепло, но и красиво, модно. Еще живы папины заказчики, которые ценят именно его работу. Недавно встретилась с 82-летней бабушкой — она носит папины валенки больше 20 лет. «По земле, — говорит, — в них не хожу, только по снежку!» Решила бабушка еще одни валенки у нас заказать: «Мне же, — призналась она, — в храм надо ходить, пусть про запас будут. В них ножкам тепленько и не скользко ни капельки».
Вера БУЙНОВА
Эти валенки, сделанные руками Николая Буйнова, Наталья Забихулова носит 34 года! По словам Натальи Ивановны, такую носкую зимнюю обувь когда то положила ей в сундук с приданым мама…