Театр «Омнибус» существует в Златоусте более 90 лет и нисколько не стареет. Наоборот, каждый новый театральный сезон знаменуется новыми творческими находками и открытиями. В чем же секрет столь активного долголетия и незатухающей популярности? По мнению труппы и ее директора Александра Романова, секрет — в умении театра дружить с городом и именно в этой дружбе черпать вдохновение, свежие идеи и силы для их воплощения в жизнь.
Воспитать своего зрителя
Встречи с друзьями накануне очередного сезона театр проводит второй год, и на эту пару часов зрители и актеры меняются местами: на ярко освещенной сцене малого зала усаживают гостей — представителей прессы, образования и культуры, а на скамеечках пристраиваются актеры и административно-творческий состав. И тем, и другим, вероятно, в первые минуты не ахти как ловко на непривычных местах, но спустя несколько минут чувство неловкости бесследно исчезает, потому что разговор завязывается душевный, откровенный, из тех, про которые говорят — от сердца к сердцу. Здесь не произносят напыщенных фраз и не стараются выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Искренняя, трогательная забота о развитии театрального искусства в городе — вот что роднит собравшихся в зале людей, сплачивает в одну команду, побуждает к обмену мнениями, к коллективному творчеству.
Главная тема, которая пронизывает всю встречу с первой до последней минуты, касается воспитания своего зрителя. «Челябинску в этом отношении легче, — признается директор театра. — Театр кукол готовит зрителей для ТЮЗа, откуда они плавно перетекают в драмтеатр. Нам же приходится работать сразу для всех возрастов, потому мы и называемся «Омнибус» — театр для всех».
Сегодня в репертуаре «Омнибуса» 11 спектаклей для взрослых (классика, комедии, современная драматургия) на большой сцене, два — на малой сцене, шесть спектаклей для детей, 11 театральных уроков.
— Считаю, что это довольно серьезный объем даже для крупного профессионального театра, — говорит Александр Романов. — Но нам по-другому нельзя, потому что город небольшой, и чтобы быть интересным зрителю, театр должен менять репертуар как можно чаще. Как показывает практика, наши усилия не проходят даром: театр всегда полон, посещается не только златоустовцами, но и жителями Кусы, Сатки, Миасса. За время существования театра в нем ни разу не возникало какой-то нештатной ситуации — это, на мой взгляд, показатель того, что нам удалось-таки воспитать своего зрителя.
Во имя Человека Разумного
В этом году исполняется 25 лет театральным урокам — своеобразному ноу-хау «Омнибуса», отличительная особенность которого — сотрудничество школы, театра, библиотеки во имя воспитания Человека Разумного. Театральный урок, по признанию актеров, поставить и сыграть порой сложнее, чем просто спектакль. Последний урок-спектакль посвящен творчеству Н. В. Гоголя и называется «Горьким моим словом посмеюся…»
— Что они дают театру? — переспрашивает А. С. Романов и тут же отвечает:
— Сегодня выросшие дети, когда-то посещавшие самые первые уроки (25 лет назад), уже приводят к нам своих детей. Желающих посетить уроки так много, что мы не всегда успеваем выполнить все школьные заявки. Сейчас обдумываем вопрос о выездах с уроками в другие города, по крайней мере, с главой Сатки предварительный разговор на эту тему уже был. Кстати, театральные уроки начали теперь ставить и в Челябинске, но по-другому. И это понятно: в каждом городе свой зритель и свое, особое школьное пространство…
По словам руководителя литературно-драматической части Светланы Трофимовой, скоро выйдет сборник, посвященный театральным урокам. В нем будет не только рассказано об уроках-спектаклях и истории их появления, но и включена информация, могущая оказаться полезной для родителей и педагогов — правила поведения в театре и краткий словарь театральных терминов.
Добром на добро отвечая
Рассказывая об успехах «Омнибуса», который нынче стал лауреатом премии Правительства РФ имени Ф. Волкова за вклад в развитие театрального искусства, Александр Романов не преминул поделиться и существующими в театре проблемами. В первую очередь, это нежелание студентов вузов посещать театральные спектакли.
— Согласен, у нас не хватает сценариев по молодежной тематике, которые не мусолят изрядно надоевшие темы проституции, наркомании, насилия, — сетует руководитель театра. — Но мы продолжаем искать чистые, неизбитые, добрые сюжеты, чтобы заполнить вакуум в молодежном искусстве, существующий и в нашем, и в других театрах.
У театра много и других проблем, в частности, материального плана, но, к счастью, ему удалось выстроить хорошие отношения с администрацией города и народными избранниками, заручиться их поддержкой. Помогают и меценаты, среди которых завод «Стройтехника», оружейная фабрика, художественная мастерская «Практика».
Добро притягивает добро, и театр никогда не упускает возможности помочь прикоснуться к высокому искусству пенсионерам, ветеранам, малоимущим, инвалидам, предоставляя им бесплатные билеты. По традиции на первый показ премьерного спектакля приглашаются работники бюджетной сферы.
Усилия «Омнибуса» по привлечению в театр молодой аудитории всячески поддерживаются учреждениями образования и культуры, которые нередко и сами выходят с интересными предложениями и инициативами. Так, например, педагог Светлана Климова провела в классе «Театральную неделю», в течение которой вся учебная деятельность детей была посвящена теме театра: математические задачи, диктанты, сочинения, исследовательские работы. Этот проект дал старт новой задумке в театре: было решено в рамках детско-юношеского театрального конкурса «Я люблю театр», который проводится уже пятый год, создать «Копилку педагогических находок».
Религия моя — театр
В труппе «Омнибуса» 22 актера. Встреча лицом к лицу с людьми, которых все привыкли видеть только на сцене, произвела глубокое впечатление на гостей театра и вызвала ряд вопросов к ним. Так, друзей театра интересовало, может ли актер театра одновременно быть киноактером и режиссером и что для них все-таки интереснее?