В 2011 году, накануне 9 Мая, в редакцию «МР» пришла женщина и принесла платье, сшитое ее мамой из немецкого атласа, который отец привез из Берлина после окончания войны (об истории этого необыкновенного платья, ровесника Победы, мы рассказывали в «МР» № 53 от 07.05.2011). Тогда-то и зародилась мысль обратиться к горожанам с просьбой поведать о своих семейных реликвиях. Прошло время, и идея начала воплощаться в жизнь, причем (и это нам особенно дорого) по инициативе самих же читателей.
Возраст вышитого рушника, который принесла нам Мария Дмитриевна Ступина, давно уже перевалил за сотню лет, а судьба у него — особенная.
— Я была 12-я, самая младшая в семье Березовских, — рассказывает гостья. — Почти всех моих братьев и сестер, которые женились и выходили замуж, мама встречала хлебом-солью на вышитом рушнике. Когда пришла пора и мне заводить семью, она не нарушила заведенной традиции, а после свадьбы протянула полотенце и тихонько сказала: «Ну, дочь, ты у меня последняя, возьми рушник, пусть у тебя теперь хранится…»
— А откуда взялся рушник у вашей мамы? Наверное, это была часть ее приданого?
— Нет, — отвечает Мария Дмитриевна. — Мама была старшей из детей, все заботы ложились на ее плечи. И так тяжело жилось девчушке, что она про себя твердо решила: «Кто первый посватается, за того и замуж пойду!». Ей и 18 лет не было, когда объявился жених. Глянула в щелку закрытой двери — вроде подходящий. Понравился, в общем. Сосватали, свадьбу сыграли, и бабушка моя подарила маме вот этот рушник. А когда он перешел ко мне, то я продолжила семейную традицию и встречала полотенцем своих сыновей с невестками.
Не простой рушник у Марии Дмитриевны, а, по всей видимости, заговоренный трудолюбием, терпением, добротой всех предыдущих поколений. Потому что все пары, которых встречали с рушником, жили и живут хорошо, счастливо, в любви и согласии.
— Ваша семейная реликвия передавалась из поколения в поколение по женской линии. Кому вы собираетесь ее доверить?
— Предложила старшей снохе, она отказалась в пользу младшей. Та, в свою очередь, предложила передать внукам. А внуки… У них теперь все по-другому, по-современному.
И еще показала нам Мария Дмитриевна пионерский галстук, вернее, даже два: один шелковый, яркий, другой попроще, сатиновый, потемнее.
— Когда старший сын вступил в комсомол, то свой галстук (вот этот, шелковый) на торжественной линейке повязал младшему брату. И хотя я Юре к тому времени уже купила новый галстук, он все-таки стал носить Генин. Сказал, что больше нравится.
ОТ РЕДАКЦИИ
Простые вроде бы вещи — полотенце, галстук. Для кого-то старье, а для Марии Дмитриевны — символ заботы и любви. Вот такими мелочами, думается нам, и сильна российская семья. В каждом доме найдется предмет, история которого тесно переплетена с историей семьи, ее традициями. Бывает, что о вещи не знаешь ничего, но при взгляде на нее сами собой всплывают в памяти воспоминания о давно прошедших событиях и дорогих сердцу людях. У вас есть такие вещи «с историями»? Расскажите нам о них!
Ждем ваших историй по телефону 57-26-55. Будем рады прочитать ваши письма с пометкой «Семейная реликвия». Присылайте их на адрес: ул. 8 Марта, 130 или на электронный адрес: miass_rab@list.ru.