Челябинская область второй год принимает у себя музыкантов мирового уровня, участников фестиваля «Дни Высокой музыки на Южном Урале». Художественный руководитель этого масштабного музыкального форума — заслуженный артист РФ, выдающийся скрипач Дмитрий КОГАН (на снимке), виртуозную игру которого миасцам посчастливилось услышать на недавнем концерте. Перед выступлением гость побеседовал с представителями местных СМИ.
— Дмитрий, почему Миасс был выбран одной из площадок фестиваля?
— Ваш город четвертый по величине в области, поэтому он вошел в программу фестиваля. Давайте будем знакомиться и дружить!
— Как родилась идея проведения таких фестивалей в области?
— Эта идея совместная с губернатором Михаилом Юревичем, и мы воплощаем ее сообща. Дай Бог, чтобы фестиваль жил как можно дольше. Спонсируется он правительством области и лично губернатором, поэтому цены на билеты весьма демократичные. В этом, кстати, заключается одна из главных задач фестиваля.
— Что можете сказать о публике в малых городах?
— Прекрасная публика! Потрясающая. Изумительная. Супераншлаги и в Златоусте, и в Магнитогорске, не говоря уж о Челябинске. Фестиваль имеет огромный резонанс, причем даже больший, чем в прошлом году. Идем в рост, и это приятно.
— Российский слушатель и иностранный — в чем отличие?
— Люди везде разные по своему темпераменту, по своему восприятию. В Бразилии одни, в Финляндии другие, в Японии третьи. Общество разное, и публика тоже разная. Это нормально. Программа должна быть разноплановой, без крена в одну или в другую сторону. И программа фестиваля, и программа каждого концерта должна быть составлена с уважением к слушателю. Как во вкусном борще, здесь должно быть всего понемножку: немножко картошечки, немножко капустки, чуть-чуть чесночка. Вот тогда получается вкусный борщ. Также и в концерте надо суметь угодить разным вкусам.
— Есть ли для музыкантов с мировым именем разница в выступлении перед элитарной публикой и перед простыми людьми?
— Лично я очень люблю выступать именно перед простыми людьми. И опять же в числе главных задач фестиваля — поднятие общей культуры и уровня восприятия искусства в Челябинской области. Если мы не будем этого делать в малых городах, то считайте, что идея провалилась.
Сценических площадок в этом году 12, а в следующем будет, возможно, 15-16, потом еще больше. И, думаю, только тогда общекультурный фон области ощутит подъем.
— Фестиваль проходит раз в год, поднять общую культуру за один раз нереально…
— Конечно, 10-дневный фестиваль в один миг не поднимет общую культуру. Кто ругался матом, тот так и будет ругаться. Кто пил, тот не бросит пить. Но концерты в малых городах плюс мастер-классы будут давать необходимый для развития импульс, подарят возможность слушать лучшее из того, что есть в мире, встречаться с самыми выдающимися артистами. Благодаря этому люди в провинции не будут чувствовать себя забытыми. А моментально превратить общество в самое культурное в мире — этого ни один фестиваль и ни одно министерство культуры сделать не смогут.
— Челябинская область — единственный регион в России, где проходят Дни Высокой музыки?
— Нет, не единственный. Есть Дни Высокой музыки в Самаре, на Дальнем Востоке. Но вот этот фестиваль придуман именно для Челябинской области. Здесь программа абсолютно индивидуальная, своя.
— В рамках фестиваля в Миассе прошли мастер-классы. Значит ли это, что наши одаренные дети могут рассчитывать на вашу поддержку?
— Этот фестиваль как раз и нацелен на то, чтобы поддерживать местные коллективы, местных исполнителей. Я обязательно встречусь с музыкантами, которые провели у вас мастер-классы, расспрошу обо всем подробно. И если они кого-то мне порекомендуют, то мы обязательно продолжим общение с ребятами.
— Слышали, что губернатор выделил 6 млн рублей на покупку нового рояля…
— В Челябинском оперном театре нет нормального рояля. Как это характеризует область?.. Губернатор решил приобрести для театра рояль высокого уровня, чтобы не было стыдно перед приезжающими музыкантами. Таким образом Михаил Юревич дал понять, что высокое искусство здесь желанно и поддерживается областью. Кстати, мы с мэром Златоуста договорились, что он тоже приобретет рояль к следующему фестивалю. И когда Дерек Хан снова приедет, он будет счастлив сыграть на таком инструменте. Считаю, что губернатор много сделал для фестиваля. Я благодарен Михаилу Валерьевичу за то, что он не просто слушает, а слышит, понимает и действительно повернут лицом к высокой культуре, высокому искусству.
— Подойдет ли промышленному Южному Уралу культурный облик?
— А почему нет? Мне кажется, что регион должен иметь разный облик — и промышленный, и культурный, но опять же без крена в одну сторону. Я — за гармонию. Какая промышленность без культуры? Как некультурный человек может сделать высокотехнологичный продукт? Ну вот как?
— Будучи советником губернатора по культуре, вы наверняка чувствуете поддержку не только власти, но и бизнесменов. Вспоминается Савва Морозов и другие русские меценаты, которые вкладывались в культуру…
— Эту задачу будем решать на третьем фестивале, когда предстоит разговаривать с потенциальными спонсорами, как-то заинтересовывать их. Понимаете, у нас такое законодательство, что спонсорские деньги давать невыгодно. Вся проблема именно в законодательстве. У нас не существует закона о меценатстве. Поэтому мы не имеем права чего-то требовать от бизнесмена, не можем давить на бизнес. Можно только договариваться.
— Нравится ли мировым знаменитостям выступать в провинции?
— Очень нравится. Ну, конечно, дороги иногда не очень… И рояли оставляют желать лучшего. Но теплота публики все это перекрывает с лихвой. Сказанное, однако, не означает, что рояль должен быть плохим, а дороги разбитыми.