Согласно приказу Минобрнауки России № 107 от 15 февраля 2012 года, правила приема детей в первые классы школы изменились. Место в первом классе должно гарантироваться прежде всего детям, живущим на закрепленной за школой территорией.
В связи с этим корреспондент газеты задал несколько вопросов начальнику отдела общего специального (коррекционного) и дополнительного образования МКУ «Управление образования» Татьяне АНОХИНОЙ.
— Татьяна Борисовна, соблюдаются ли в Миассе новые регламенты по приему детей в первый класс?
— Как известно, все новое — это хорошо забытое старое. Эти правила записи первоклассников в школы на самом деле существуют уже давно. У нас в городе в свое время было выпущено и до сих пор действительно постановление о закреплении за каждой школой своего жилого микрорайона и, следовательно, живущих в нем детей. И мы говорим об этом руководителям школ перед каждым учебным годом.
Тем не менее проблема остается. Ежегодно всю вторую половину августа и сентябрь мы только и делаем, что пытаемся уладить возникающие по этому поводу конфликты. К нам потоком идут родители, дети которых не приняты в близлежащие школы.
— Почему на ваш взгляд это происходит, ведь лет 10-20 назад такого явления почти не было?
— Дело в том, что закон об образовании неоднократно переделывали, он пережил несколько редакций, и в какой-то момент из него выпало такое важное понятие, как закрепленный за школой жилой микрорайон. Сыграл свою негативную роль и выдвинутый несколько лет назад лозунг: «Родитель имеет право выбирать школу». И начался полный беспорядок в этом вопросе. А теперь очнулись — за головы схватились.
К примеру, обеспеченные родители могут привозить своего ребенка из пос. Динамо или пос. Тургояк в элитные школы. Но нередко к этим школам относятся дома частного сектора. Как правило, проживающие там жители тянут с оформлением документов в образовательные учреждения до последнего. А когда они обращаются в школы, лицей, гимназии, слышат в ответ, что мест нет.
Кроме того, свободу в этом вопросе директорам дал прописанный в законе об образовании норматив, согласно которому 25 человек — предельная наполняемость классов. И некоторые руководители школ стали этим активно пользоваться. Если школа в центре и с неплохой репутацией, набирают в первый класс 25 способных детей с разных территорий, имеющих состоятельных родителей, а дальше… обращайтесь в управление образования.
— Татьяна Борисовна, поясните, пожалуйста: в школах, имеющих особый статус — лицеях и гимназиях — действуют свои правила приема?
— Только с момента, когда у них начинается пролицейское и прогимназическое образование, то есть с 8-го класса. В 8-11 лицейских или гимназических классах разрешается по уставу образовательного учреждения проводить конкурсный отбор среди учащихся. Но до 8 класса они обязаны принимать детей на тех же основаниях, что и остальные общеобразовательные школы. И отговорки типа «25 человек школа набрала, мест нет» не работают. А 26 куда?
Я считаю, что это грубейшее нарушение прав ребенка — отказывать малышу, проживающему поблизости от школы, в обучении, предлагать ему место в другом учебном заведении, находящемся за несколько остановок от дома, или даже отправлять на самостоятельный поиск школы.
Видимо, сейчас это явление получило всероссийский размах, поэтому то, что дети должны обучаться в шаговой доступности от школ, и вынуждены были закрепить законодательно. Очень надеюсь, что этот федеральный закон и приказ Минобрнауки помогут нам более сочувственно относиться к каждому ребенку. Иначе 1 сентября так и останется для некоторых семей праздником со слезами на глазах — туда ребенка не берут, сюда не берут. Какой тогда у первоклассника будет настрой на учебу? Он еще не пришел в школу, а уже ей не нужен.
У меня остался в памяти прецедент, когда несколько лет назад в старом городе так не приняли в школу одного мальчика из неблагополучной семьи. Мама привела ребенка в первый класс с букетом цветов, а им сказали: «Мы вас не возьмем. Идите в другую школу». В одном месте их не взяли, в другом тоже что-то не получилось, в итоге мама махнула рукой, и ребенок так и остался сидеть дома. Сейчас ему уже 16, и какие усилия потребовались, чтобы организовать его обучение! Так мы получаем проблемных граждан, изгоев общества.
Приказ издан вовремя, он должен заработать, и самое серьезное наказание необходимо применять к тем руководителям, которые не будут его выполнять.
ОФИЦИАЛЬНО
— Будучи президентом России, Дмитрий Медведев подписал закон № 310-ФЗ от 08.11.2011 года, обеспечивающий приоритетный прием в муниципальные школы детей, которые проживают в районе ее расположения. Соответствующие изменения были внесены в ст.16 и 31 федерального закона «Об образовании». Закон вступил в силу с 1 января 2012 года. Он наделил муниципалитеты полномочиями по определению территории, которая закрепляется за образовательным учреждением для обеспечения его территориальной доступности.
— Согласно приказу Минобрнауки России от 15.02.2012 № 107 «Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения» прием в первый класс для закрепленных за школой лиц начинается не позднее 31 марта и завершается не позднее 31 июля текущего года. Прием закрепленных лиц осуществляется без вступительных испытаний. Зачисление оформляется приказом руководителя в течение семи рабочих дней после приема документов. Прием осуществляется по личному заявлению родителей или законных представителей ребенка при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Образовательное учреждение не позднее 1 августа размещает на своем сайте, на стендах, а также в СМИ информацию о наличии свободных мест для приема детей, не зарегистрированных на закрепленной территории.