Губернатор Челябинской области Михаил Юревич встретился с корреспондентами СМИ районов и городов области. Глава региона откровенно ответил на вопросы репортеров. Разговор состоялся накануне Дня металлурга, поэтому начался с обсуждения проблем этой отрасли.
-Для нашего региона металлургия — это базовая отрасль. Надо просто вспомнить его историю. У нас металлургия возникла даже раньше, чем сельское хозяйство. До этого здесь люди практически не жили. Когда российские купцы покупали земли и строили на них «железоделательные» заводы вдоль рек, тогда и сформировался Южный Урал. Старейшие металлургические города горнозаводской зоны — Сим, Миньяр, Аша, Сатка, Златоуст, Бакал, Нязепетровск, Верхний Уфалей, Кыштым, Карабаш. ММК — это флагман уже советской металлургии, так же, как и ЧМК. Даже во время войны, несмотря на то что в Челябинск было переброшено много машиностроительных заводов, металлургическая отрасль все равно была основной для Южного Урала. И еще долгие годы будет основной.
— Какие трудности испытывает область в связи со спадом в металлургии, и как их планируется преодолеть?
— Челябинская область пережила все потрясения предыдущих 10-15 лет практически только благодаря металлургической отрасли. Но сейчас ситуация изменилась, прежде всего, в черной металлургии. Все вышло на круги своя — нет супердоходов, нет суперцен, есть обычная рентабельность. А вот цветная металлургия еще долго, судя по конъюнктуре рынка, будет иметь супердоходы. У региона есть еще запас прочности по машиностроению, есть к чему стремиться и от чего оттолкнуться. Но и другие отрасли Челябинской области стали более динамично развиваться: и пищевая промышленность, и сельское хозяйство — тут грех жаловаться…
Сейчас в металлургической отрасли производится не так много продуктов, которые имели бы реально высокую добавочную стоимость. У металлургов тяжелая конъюнктура, но хочу отметить, что пищевая промышленность или торговля постоянно живут в условиях «заработал прибыль — получил убыток». Скоро так будут жить все отрасли, поэтому надо привыкать к жесткой конкуренции. А когда мы в ВТО войдем, она будет еще жестче.
— Во время одного из официальных визитов вы сказали о том, что «в стране начался новый кризис»…
— Кризис уже присутствует, но не такой, как в 2008 году, когда просто была повальная остановка производства. Он связан с тем, что многие рынки, куда мы продавали свои товары, становятся меньше. Китай — это гигантская фабрика, которая производит все: иголки, нитки, сотовые телефоны, компьютеры, телевизоры, сталь, трактора, грузовики, сейчас уже самолеты начали делать. И со всем этим они идут на рынок.
Кроме того, снижается цена на нефть. Если она упадет ниже 60 долларов, то это сразу же приведет к сокращению бюджета РФ и сжатию экономики. Это будет тяжелое время, похожее на 95-97 годы, когда экономика понемногу шла вниз. Потихоньку жили: тяжело все продавалось. Было плохо, но и экономика была другая — немодернизированная. Надо отдать должное всей нашей промышленности и, прежде всего, металлургии: и цинковый завод, и Аша, и Сатка провели коренную модернизацию. Те заводы, которые были в 91-м году, и те, которые мы имеем в 2012-м, — абсолютно разные предприятия.
— Бюджет региона — хватит ли его для «Добрых дел» в этом году?
— В этом году бюджет у нас в общей цифре даже больше, чем в прошлом. Но структура поступления средств, конечно, изменилась. Меньше стало поступать налога на прибыль от металлургических компаний: именно от черной металлургии, в цветной — ситуация не изменилась. Больше стали платить другие секторы экономики, в частности строительство, торговля, машиностроение. И в абсолютной цифре у нас показатели бюджета превышают 2011 год. Но 2012 год мы проживем в режиме строгой экономии. Территории получат деньги на дорожную революцию, она будет не такая масштабная, как в прошедшем году, но не хуже, чем в 2010 году.
— Что дала работа по формированию имиджа территории? Как изменился в Челябинской области быт повседневности — стал ли он новым качеством жизни?
— Это вообще моя философия — надо доводить маленькие города до современного вида. Когда мы приезжаем за границу, мы видим, как там все благоустроено, красиво, там уже другая культура. Приезжаем к себе и видим: ямы, раздолбано все… Так раньше строили, была прямо такая концепция дешевой жизни — людей в поле бросили и смотрят, как они там. Никто не задумывался о качественном асфальте, о том, что газоны нужно стричь во всем городе, а не только на центральной улице. Должны расти цветы, безукоризненно работать ливневая канализация, чтобы после дождя все в лужах не стояло — вот необходимость. Я ставлю себе, правительству и главам муниципальных образований задачу — все города области довести до такого уровня.
— Вы не раз говорили о том, чтобы руководители заботились о своих предприятиях, о том, чем дышат горожане, вкладывали деньги в очистные сооружения. То есть правильно ли мы понимаем, что не находится откликов: все деньги вкладываются в станки, а не в экологичность производства?
— У наших предприятий очистных сооружений не было вообще. Это очень дорогое удовольствие — очистные сооружения. Конечно, предприятие по логике вещей должно иметь какой-то временной период, чтобы их построить, но, в общем, безобразие с экологией имеет место быть. И мы обращаем на это внимание, но также понимаем, что нашим заводам необходимо переоснаститься. Взять, например, Златоуст. Город живет еле-еле, а все-таки модернизируется и строится.
У каждого предприятия есть свой план по экологии, который утвержден Министерством природных ресурсов РФ, мы можем только контролировать выполнение этого плана. Я хочу вспомнить, как был в городе Карабаше в 96-м году: уже было приблизительно 10 лет, как стоял карабашский медеплавильный завод. Столько было возмущений по поводу грязного завода, а люди там жили. Предприятие закрыли в начале 90-х, 10 лет люди прожили без него. Это был фильм ужасов. И все-таки, когда завод открыли, люди пошли работать. Да, медленно строили очистные сооружения, но предприятие сменило в целом технологию на более чистую — это был первый шаг.
Экологией кого угодно можно загнать в угол. Вы-страивать экологически чистое производство надо в соответствии с реалиями времени. В прошлом году «Мечел» построил большую газоочистку, постоянно строит очистку ЧЭМК. ММК выполняет все планы, утвержденные министерством.
— Буквально недавно в Челябинске прошел чемпионат Европы по дзюдо, грядет чемпионат Европы по водному поло… Каковы перспективы работы по формированию брендов, для того чтобы нам продвигаться?
— Чтобы город был в целом инвестиционно привлекательный, чтобы о нем было представление в мире, надо понимать, что мы должны что-то иметь на территории области, о чем мог бы говорить мир, что попадало бы в сводки новостей. Про промышленность сложно говорить. У нас есть Аркаим, но он не обустроен, нет гостиниц. Бренд Златоуста также не используется в полной мере. Поэтому легче всего делать упор на спортивные традиции: борьбу, хоккей, легкую атлетику, водное поло.
Не так затратно — провести спортивное мероприятие. У нас будет матч всех звезд от КХЛ на следующий год в январе. Это знаковое мероприятие. Челябинск предоставляет только Дворец спорта, все остальное КХЛ: сама везет, сама размещает. Представьте, сколько у нас в гостиницах будет жить хоккеистов и журналистов, кроме того, гости, болельщики — тоже плюс. Для бюджета — ноль затрат.
— В Челябинской области существует большое количество предприятий, зависящих от государственных заказов. Большое значение имеет налаживание связей с федеральной властью. Как в нашем регионе развивается эта ситуация?
— У нас от госзаказа зависит практически вся страна. Как только начали строить трубопроводы на дне моря, у нас заработал трубопрокатный завод. Как паузы в строительстве трубопровода — и трубопрокатный не имеет большой прибыли в производстве. То же самое можно сказать про дорожностроительную технику, трактора и т. д. Автозавод «Урал» — специфический, был построен, чтобы разрабатывать Западно-Сибирский регион, чтобы отсыпать реки, ставить вышки там, где нет асфальта. Госзаказ на «Уралы» небольшой. Серьезное количество этих автомобилей уже есть в армии, поэтому спрос на них будет только уменьшаться. Госзаказ на патроны тоже невелик.
Но увеличится или уменьшится госзаказ по Челябинской области — в регионе не изменится ничего. Есть позитивная часть — атомная отрасль. Это Трехгорный, Снежинск, Озерск, которые работают стабильно, — там полный порядок. Были потуги сократить производство на «Маяке», но удалось его отстоять. Снежинск — серьезнейший наукоград, на территории нашей страны таких мало.
По поводу Миасса: все подводные баллистические ракеты раньше разрабатывал миасский центр, но вот отдали «Булаву» в Москву. Отдать такое производство ракет в другой город было, на мой взгляд, необдуманным решением в стиле 90-х годов. Однако сейчас Миасский ракетный центр получил заказ. Насколько будет загружен Златмаш — отдельная тема, непубличная. Здесь все зависит от нас.
Я хочу отметить другой факт: некоторые оборонные заводы стоят брошенными. Я считаю, что это умышленная жульническая методика, якобы на этих заводах содержится бронь на случай войны. Но чтобы ее снять, нужно огромное количество согласований. А у автоматно-механического завода в Челябинске уже падает крыша, может, эту бронь снимут, когда она рухнет. На Станкомаше и АМЗ уже ничего работать не будет, и в случае войны там ничего сделать будет нельзя. Стоят без отопления, банкроты, не ведут свою деятельность.
— Вы можете сделать свой прогноз экономической ситуации в регионе и в России на ближайшее время?
— В целом экономика области продолжает модернизироваться. Я разговариваю с представителями в разных секторах экономики, и они мне это подтверждают. Может, не будет бурного роста, но будет спокойный подъем. И, как показала практика, в ситуации с падением цен на нефть, когда падает нефть — снижается рубль, доходы бюджета будут привязаны к цене на нефть. Это полюс, потому что в 2008 году, когда пытались держать цены на рубль, валютные спекулянты заработали около 200 млрд.
Все зависит от того, какая конъюнктура. Сильно цены на нефть не упадут, и все у нас будет хорошо. Объясню в двух словах, почему они не упадут: небольшое снижение может быть. Такие страны, как Америка, раньше производили мало нефти. Но сейчас США начнут ее производить, а не потреблять с общего рынка — население у них не растет, машины становятся экономичнее, экономика еще экономичнее — надо снижать потребление. Африка и Латинская Америка развиваются и предъявляют спрос на нефть. Но и там, и там есть свои месторождения. Торговля нефтью продолжается за счет Китая. Эта страна производит сейчас 16 млн. автомобилей в год, которые надо чем-то заправлять. Китай отстроил шикарные автобаны. Индия тоже потихонечку движется вперед.
Наша страна может ограничить объем, как в середине 90-х годов, тогда мы добывали в 2 раза меньше, цена на нефть была низкая, начала подниматься в 2002 году. Сейчас ситуация другая, но и в мире другое понимание того, сколько должна стоить нефть. Все считают, что ресурс нефти ограничен, страны будут договариваться. Долгосрочного падения цен не будет.
Сейчас Китай работает как мотор, собирая все нефтяные излишки. Если в Индии пойдет резкий подъем экономики, это станет стимулом и для нашей страны. Где-то проиграем, а где-то выиграем.