А еще в этом году исполняется 20 лет со дня создания Федеральной миграционной службы. Все это и послужило поводом для разговора с начальником управления ФМС по Челябинской области в Миассе Еленой Никоновой.
Елена Станиславовна, как работается вашей службе сегодня?
— Работы много. Если возникают какие-либо сложности, мы стараемся действовать оперативно. И все благодаря людям, которые на совесть выполняют свою работу.
— Расскажите о тех, кто трудится вместе с вами.
— Штат у нас небольшой. Работают преимущественно молодые сотрудники. Это предмет нашей гордости. Есть, конечно, и старожилы. Например, с 1993 года трудится начальник отделения по паспортно-регистрационной работе Елена Желдинина. На два года больше стаж у Ольги Яхиной — старшего инспектора паспортной и регистрационной работы и Ольги Шевчук — начальника отделения эмиграционного контроля. Кстати, эти три сотрудницы награждены медалями за длительную службу в органах внутренних дел.
Есть у нас и настоящие ветераны миграционной службы. В прошлом году ушла на пенсию начальник нашего отдела Лариса Морозова. Более 30 лет проработала она в МВД. Лариса Николаевна — первая женщина начальник миграционной службы Челябинской области, получившая звание полковник. Хочется отметить еще Елену Желнину, она знает свое дело на отлично, у нее есть чему поучиться. Что мы и делаем…
— Молодые сотрудники справляются со службой?
— Молодежь добросовестно относится к своей работе. Бывает, конечно, что наши мнения расходятся по тому или иному вопросу в силу возраста. Но рано или поздно мы приходим к общим путям решения проблемы.
— Какие требования предъявляете к тем, кто поступает к вам на службу?
— Требование у нас одно — юридическое образование. Сегодня без него никуда, и не только в нашей структуре.
— С какими проблемами обращаются к вам миасцы?
— Порой обращаются люди, которым уже за 30, а у них до сих пор нет паспорта. Может, родители в свое время не позаботились, может, другие причины были. И человек живет без паспорта до тех пор, пока не возникнет такая ситуация, когда без него уже просто не обойтись. Нам приходится прослеживать всю жизнь, начиная с рождения, чтобы подтвердить, что это действительно гражданин нашей страны. Когда мы получаем этому подтверждение, то выдаем паспорт. Это серьезные ситуации, в которых приходится досконально разбираться и выполнять большой объем работы, чтобы помочь людям.
Работаем с теми, кто до сих пор не поменял паспорт со времен СССР. Кто-то из них просто не хочет расставаться с этой «серпастой и молоткастой» книжкой. Как правило, это люди преклонного возраста, которым этот паспорт очень дорог.
— Со стороны иностранных граждан много нарушений закона?
— Сейчас ситуация нормализовалась. Ведь сегодня проще зарегистрироваться — через почту, Интернет, в любом территориальном подразделении ФМС. Проще и получить разрешение на работу, патенты. Но, конечно, нарушения есть. И нередко причина этому — нерадивость работодателей, незнание закона, хотя любой иностранный гражданин знает, что в другой стране есть свои законы и их необходимо соблюдать.
Кстати, у иностранных граждан, совершивших административные правонарушения, мы берем отпечатки пальцев. Надо сказать, что дактилоскопия играет очень важную роль в нашей работе. К примеру, серьезно помогает в розыске пропавших без вести, при установлении личности человека. Мы проводим и добровольную дактилоскопическую регистрацию. К нам приходят граждане России и просят снять отпечатки пальцев, чтобы на всякий случай они были в базе данных. Затем вся эта информация уходит в Москву.