В то время как правительство страны озаботилось повышением цены на водку (уже с 1 июля она подорожает на треть), наши местные законодатели начали свое собственное наступление на любимый горячительный напиток россиян.
Вдепутатских комиссиях Собрания сейчас вовсю ведется обсуждение, на каком расстоянии от объектов социальной сферы должны находиться торговые точки, продающие алкоголь. Причем речь идет буквально о нескольких метрах. Инициаторы вопроса всерьез полагают: если расстояние между магазином и зданием соцобъекта будет не меньше 50 метров (при условии, что здание имеет ограждение) или не меньше 100 метров (если ограждения нет), то эти самые метры могут повлиять на уменьшение потребления алкоголя.
Cамые настойчивые сторонники нового проекта прямо так и заявляют: «Расстояние имеет значение, так как не всякий захочет пройти лишние 50-100 метров за бутылкой пива или другого алкосодержащего напитка. А может, так постепенно человек и отучится их пить?»
Есть желающие прокомментировать такое утверждение? Попробуйте…
Любопытно, что и Правительство РФ, в очередной раз поднявшее цены на водку, и наши местные инициаторы, полагающие, что лишние 50 метров станут препятствием для жаждущего выпить, внешне вроде бы преследуют одну и ту же благую цель — борьбу с алкоголизмом среди населения.
Однако предлагаемые меры в стране, где на каждого человека (включая и грудных младенцев) приходится в год 10,3 литра алкоголя, кажутся, мягко говоря, наивными. И цели тут преследуются, скорее всего, совсем иные. Правительство пытается решить бюджетные проблемы. А сторонники миасского «пятидесятиметрового» проекта хотят, видимо, отодвинуть подальше конкурентов по торговле. Пьющие же граждане в этом «спектакле» — всего лишь второй план. И их, конечно, не остановит ни возросшая цена на бутылку, ни лишние пять десятков метров до магазина.
Против проекта миасских законотворцев, узнав, что он активно обсуждается в депутатских комиссиях, единым фронтом выступили местные предприниматели, объединенные в ассоциацию «МОСТ». Эта некоммерческая организация, существующая с 2004 года, включает в себя около сотни розничных продуктовых магазинов, или «магазинов у дома», как они себя называют.
Главная цель этого партнерства — поддержка местных производителей продуктов питания: птицефабрик, пекарен, изготовителей колбасных изделий, молочных и других продуктов. А главная задача, которую они изначально поставили, — обеспечение миасцев свежими продуктами по минимальным ценам. И, что совсем немаловажно, реализация этих продуктов в торговых точках, расположенных рядом с жилыми домами.
Почти во всех «магазинах у дома» есть небольшие отделы, торгующие спиртными напитками. Они составляют заметную часть их доходов, с которых платятся миллионные налоги в городскую казну и в которых заняты трудом не меньше 2,5 тысячи человек. Введение предлагаемых ограничений расстояний до этих торговых точек однозначно повлечет за собой сокращение рабочих мест и уменьшение сумм налоговых отчислений.
Значительно снизятся поступления в бюджет и за приобретение лицензий на продажу алкогольной продукции.
Все бы это, может, и стоило того, если бы от предлагаемых мер был эффект, пусть даже минимальный. Но вряд ли найдется хоть один здравомыслящий человек, который поверит в то, что лишний десяток метров до магазина остановит пьянство. А вот подорвать средний торговый бизнес и уничтожить небольшие магазины, находящиеся рядом с нашими домами, могут вполне.
По мнению профессионалов, умеющих хорошо считать, если депутаты примут свое «метровое» решение, то не менее 70 процентов таких небольших «магазинов у дома» станут убыточными и вынуждены будут закрыться.
Кто от этого выиграет? Явно не покупатели и не предприниматели средней руки, исправно пополняющие бюджет своего (а не чужого) городского округа. И уж, конечно, не работники этих торговых точек. Спасибо скажут хозяева супермаркетов, которых меньше всего беспокоит судьба местных производителей продуктов питания и забота о покупателях.
Правовая оценка
По заключению правового отдела Собрания депутатов предлагаемые меры не имеют юридического обоснования, так как не опираются ни на федеральный, ни на областной законы. Таковых просто нет.
А что думают по этому поводу предприниматели, депутаты и простые покупатели?
Мне кажется, такой масштабной «чистки» в городе еще никогда не предпринималось. Причем удар, красиво объясняемый благими целями, направлен против самых законопослушных предпринимателей. Закрыть ведь проще тех, кто открыт.
Мы хорошо понимаем ту социальную ответственность, которую возлагает на нас реализация алкоголя, и в своем письме властям предлагаем целый комплекс мер по снижению негативных факторов, которую она несет. И очень надеемся быть услышанными.