В № 31 «МР» от 24.03.2012 года была опубликована статья «Новый старый полигон» (Васильевская свалка станет цивилизационным местом для захоронения отходов). Публикация вызвала много откликов. В частности, подробные вопросы задал член рабочей группы совета ТОС поселков Дачный, Первомайский, Известковый Борис Мелехин. На эти и другие вопросы отвечает начальник МКУ «Управление по экологии и природопользованию» МГО Алексей ЛЕПЕШКОВ.
Кто персонально является инициатором идеи размещения межмуниципального полигона (ММП) ТБО на территории Миасса? Где и когда об этой инициативе было заявлено официально? Когда и кем принято соответствующее решение?
— 16 декабря 2008 года состоялась коллегия Министерства радиационной и экологической безопасности Челябинской области по вопросам реализации «Концепции обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в Челябинской области на 2007-2010 годы». Решением коллегии рекомендовано органам местного самоуправления Миасского и Златоустовского городских округов рассмотреть вопрос создания единого полигона ТКО.
Глава Златоустовского городского округа (ЗГО) Д. П. Мигашкин и глава Миасского городского округа (МГО) И. А. Бирюков подписали проект межмуниципального соглашения, согласно которому была образована межмуниципальная рабочая группа в составе первого заместителя главы администрации МГО С. М. Портного, заместителя главы администрации ЗГО по строительству и инфраструктуре А. В. Храмова, меня как директора МУ «Управление по экологии и природопользованию МГО», директора МУ «Управление по экологии и природопользованию ЗГО» С. В. Ермашова, директора ООО «Эко-сервис» В. В. Воскобойникова, директора ООО «Спецавтоколонна» Р. А. Салихова.
Рабочая группа рассмотрела возможные места размещения межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов, проработала варианты технологических схем обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях МГО и ЗГО с учетом возможных мест размещения ММП ТКО, сделала предварительную оценку стоимости проектно-изыскательских работ и строительства ММП ТКО, определила варианты межмуниципального сотрудничества для реализации проектно-изыскательских работ по созданию полигона ТКО.
Кроме этого, для создания эффективной и экономически целесообразной транспортно-технологической схемы вывоза было предложено в г. Миассе и в г. Златоусте установить мусоросортировочные линии, мощные измельчители для крупногабаритного мусора, компакторы отходов с уплотнением более чем в шесть раз и т. д.
— Почему для размещения полигона выбран именно Миасский округ? Рассматривались ли варианты его размещения на территории других округов?
— В «Концепции по обращению с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007-2010 годы» указывается, что поиск и согласование мест законного размещения ТБО является межмуниципальной проблемой.
Полигон ТБО .— это современное промышленное предприятие, использующее в своей работе наилучшие доступные технологии, это новые рабочие места, это вовлечение во вторичную переработку отходов, имеющих товарную ценность, это экономия энергоресурсов
Поручение было дано и Миассу, и Златоусту, оба города искали наиболее подходящий вариант для размещения полигона. Члены межведомственной комиссии неоднократно рассматривали вопрос о выборе места для размещения подобного объекта, выезжали на ту или иную территорию. Так, например, в 2009 году была обозначена площадка между Верхним Атляном и пос. Сыростан. Но по ней было получено отрицательное заключение от «Челябинскнедра» в связи с тем, что на данной территории находится месторождение подземных вод, которое можно использовать в будущем для водоснабжения г. Миасса. Заданием на проектирование предусмотрены три различные территории для размещения полигона ТБО, и обязательное требование — рекультивация существующей Васильевской свалки.
Выбор места размещения полигона сделали специалисты проектной организации. Они пришли к выводу о том, что на сегодняшний день наиболее оптимальный вариант — рекультивировать существующую свалку и новое место расположения полигона ТБО приблизить к существующей свалке, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду и оптимизировать строительство.
— Как проект полигона на площадях Васильевской свалки мог быть направлен на государственную экологическую экспертизу в Москву без документов, подтверждающих выполнение требований процедур оценки воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС) и без проведения публичных слушаний по этому вопросу?
— Материалы ОВОС разработаны и представлены в администрацию МГО в апреле 2012 года. В настоящее время идет процедура организации общественных слушаний по разработанным материалам ОВОС. Заявка на проведение государственной экологической экспертизы направлена разработчиком проектной документации в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования г. Москвы.
— Чем объясняется причина, по которой другие городские округа готовы вывозить свои отходы за тридевять земель? И готовы ли они к этому?
— Сегодня муниципалитеты пока не готовы для работы в межмуниципальном режиме. В них нет инфраструктуры для предварительной сортировки образующихся отходов. А без сортировки и уплотнения транспортирование отходов является убыточным.
Основная масса ТБО — это отходы, образуемые населением. При утвержденных тарифах покрытие убытков произойдет либо за счет местного бюджета, либо за счет изменения тарифов. Бюджеты округов дефицитные и дотационные. Поэтому проблему захоронения отходов необходимо решать новыми методами.
— Каковы экономические выгоды для МГО как для муниципального образования в случае реализации проекта?
— Сегодня Васильевская свалка находится в собственности МГО, эксплуатация осуществляется частным предприятием по тарифам, утвержденным Единым тарифным органом ЧО, и не субсидируется муниципалитетом.
Сегодня свалка оказывает негативное воздействие на окружающую среду. С введением в эксплуатацию нового полигона это воздействие будет сведено до минимума
Полигон ТБО в случае его строительства также будет объектом муниципальным, и управление им будет осуществляться либо муниципальным предприятием, либо частной организацией, выбранной на конкурсной основе.
Строительство полигона — дорогостоящий проект, он оценивается примерно в 800 миллионов рублей. Кроме самого строительства карт захоронения ТБО проектом предусматривается обновление парка обслуживающей техники, создание всей административно-бытовой инфраструктуры, а главное — рекультивация существующей свалки. Ее планируется проводить в основном с использованием инертных материалов (глина, песок, щебень), которые будут образовываться в процессе строительства. Это позволит сократить сроки рекультивации и оптимизировать финансовые затраты. Сегодня свалка оказывает негативное воздействие на окружающую среду. С введением в эксплуатацию нового полигона это воздействие будет сведено до минимума.
Полигон ТБО — это современное промышленное предприятие, использующее в своей работе наилучшие доступные технологии, это новые рабочие места: по проекту там будут работать более 50 человек. Это вовлечение во вторичную переработку отходов, имеющих товарную ценность, экономия энергоресурсов, снижение площади земельных участков, оказывающих негативное влияние на человека.
Кроме того, формирование межмуниципальной системы сбора, вывоза и захоронения ТБО МГО и ЗСО позволит сэкономить на строительстве одного современного полигона ТБО примерно 170 миллионов рублей в сравнении со строительством отдельных полигонов для каждого городского округа.
Но реализация подобного проекта силами одного МГО сегодня невозможна. Есть два реальных пути реализации строительства: создание государственно-частного партнерства в виде ОАО с участием муниципалитета и привлечением частных инвестиций либо заключение концессионного соглашения, ведение строительства за счет средств частного инвестора.
Оба варианта предусматривают активное участие муниципалитета с целью реализации его полномочий и гаранта соблюдения интересов граждан.
— Чем может быть интересна реализация проекта населению МГО и жителям находящихся в непосредственной близости от полигона поселков?
— Главным экологическим результатом для населения МГО является снижение негативного воздействия Васильевской свалки, ликвидация попадания нефильтрованных сточных вод из тела свалки в грунтовые воды, прекращение выбросов в атмосферу свалочного газа, создание дополнительных рабочих мест.