На автоответчик редакции «МР» ежедневно сыплется большое количество жалоб и вопросов, касающихся некачественного оказания услуг и других фактов нарушения прав потребителей. На некоторые из обращений мы публикуем ответы и комментарии специалистов Роспотребнадзора.
Как не обмануться при покупке биологически активных добавок к пище?
— Биологически активные добавки к пище (БАДы) являются пищевыми продуктами, а не лекарственными средствами и не применяются для лечения каких-либо заболеваний. Однако нередко обширная реклама БАДов ненавязчиво, а порой прямо и откровенно предлагает БАДы как высокоэффективное средство для лечения практически всех заболеваний. Это обман! Чаще на этот обман попадаются пожилые люди. Добавки, которые в аптеках стоят несколько десятков рублей, лжеврачами продаются за десятки тысяч. Чтобы не попасть на удочку мошенников, покупайте биологически активные добавки к пище только в аптеках или специализированных магазинах по продаже диетических продуктов. Знайте, что дистанционная продажа БАДов (заказ по телефону, через Интернет с доставкой на дом) запрещена.
Заказала на дом мешок муки. Она оказалась некачественной: привкус жуткий, тесто не поднимается. Как вернуть товар? Чек-то служба доставки не выдает.
— Продовольственные товары не подлежат продаже на развоз (пункт № 4 Правил торговли). Если же вы все-таки воспользовались услугой доставки, обязательно требуйте и сохраняйте любые сопроводительные документы, подтверждающие покупку. Также не выбрасывайте вшитый бумажный ярлычок на мешке, на нем имеется необходимая информация о поставщике. Если продавец отказался принять некачественный товар обратно, вы можете обратиться в местный отдел Роспотребнадзора.
Сдал мобильный телефон в гарантийную мастерскую. Его ремонтировали 45 дней. Приехал получать, проверил — не работает. Сказали: «Будем ремонтировать дальше». Но я хочу отказаться от покупки и получить свои деньги. Как это можно сделать?
— Если годичный гарантийный срок еще не истек, а товар находится в ремонте более 45 дней, вы вправе сами решать, продолжать ремонт или расторгнуть договор купли-продажи. Если выбираете первое, можете потребовать неустойку. Она составляет 1% от стоимости товара за каждый день ремонта, начиная с 46-го дня (ст. 20 и 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если вы хотите расторгнуть договор купли-продажи, изложите свое требование в письменной форме. Сошлитесь на ст. 18, 22, 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» и укажите место нахождения товара. Вручите претензию продавцу и обязательно проследите, чтобы сотрудник, принявший ее, поставил свою подпись на втором экземпляре. Это будет служить доказательством того, что вашу претензию приняли такого-то числа. Отказать в возврате денег вам не могут, ведь недостаток, не устраненный в течение 45 дней, считается существенным, а товар, в котором он обнаружен, некачественным.
В кинотеатре на входе в зал охранник сказал, что со своими напитками проходить запрещено. Пришлось отправить пакет с соком в урну. Насколько правомерна такая политика кинотеатров?
— Действительно, во многих кинотеатрах запрещено проносить свою еду и напитки. Но на самом деле это не возбраняется.
В рамках закона кинотеатр не должен ущемлять права человека при наличии возможности оказать услугу. Но как получается на практике? Со своей едой зрителям проходить нельзя, но, попав на территорию кинотеатра, можно купить еду и напитки, правда, по цене значительно выше, чем в магазинах.
Кроме того, по закону распитие алкогольных напитков в общественных местах запрещено. И что мы наблюдаем? Со своей газировкой или соком зайти нельзя, но купить пиво в кинотеатре и пройти с ним в зал можно. Очевидно, что это незаконно (п. 1, 3 ст. 426 Гражданского кодекса РФ; п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ; Правила по киновидеообслуживанию населения от 10.03.2009 г. № 219 пп. 14 и 24).