Спрос на одежду, бывшую в употреблении, у простых обывателей по-прежнему остается достаточно высоким. Об этом говорит и тот факт, что количество магазинов секонд-хенд у нас в городе продолжает расти как на дрожжах. Что должны знать потребители, покупая бэушные вещи, чтобы не попасть впросак?
«Вторая рука»
Именно так дословно переводится английская фраза, прочно вошедшая в наш обиход. Само понятие «секонд-хенд» появилось в старой Англии, где в знак благодарности за какую-либо услугу отличившемуся подданному жаловали одежду с королевского плеча. В современном же значении термин начал употребляться примерно 100 лет назад, когда обеспеченные люди стали отдавать ненужную одежду, освобождая свой гардероб для новых нарядов. Предприимчивые головы сразу же смекнули: зачем добру пропадать, его ведь можно продавать.
Сегодня продажа одежды секонд-хенд — уже целая индустрия. Например, европейские компании, поставившие бизнес на профессиональную основу, имеют собственные сортировочные фабрики, пункты сбора одежды, цеха по ее дезинфекции и обработке.
Хотели как лучше…
А вот появление секонд-хендов в далеких 90-х в постсоветской России прошло далеко не в лучших традициях зарубежного бизнеса. С тех пор времени прошло немало, но культура продаж товара, бывшего в употреблении, и соблюдение закона по-прежнему оставляют желать лучшего. Это подтвердил и небольшой рейд, который мы организовали в процессе подготовки материала.
В Миассе торговые точки с поношенной одеждой размещаются как в небольших тесных полуподвальных комнатушках, так и на огромных площадях в крупных торговых центрах. В числе отличий можно также отметить, что в одних одежда аккуратно развешена, а продавцы-консультанты готовы ответить на любой вопрос покупателя и помочь в поиске необходимого фасона и размера. В других — свалена огромными кучами в картонные коробки, а приставучий продавец готов часами нахваливать какую-нибудь рубашку, лишь бы покупатель поскорее выложил за нее денежки. Однако есть и то, что объединяет практически все секонд-хенды города, — отсутствие полной информации о товаре и предупреждение о том, что товар обмену и возврату не подлежит. А вот на этом остановимся подробнее…
Нарушаем?
К нам в редакцию обратился житель машгородка Николай Литвинов. Мужчина жаловался на магазин секонд-хенд, в котором ему отказали в обмене ранее приобретенных джинсов. На одежде обнаружился серьезный дефект, который покупатель не заметил во время покупки, поэтому и решил вернуть. Довод продавца об отказе принять товар оказался железобетонным: написано же на табличке при входе, что вещи возврату не подлежат.
По-видимому, коммерсанты не утруждают себя изучением Правил продажи отдельных видов товаров. Между тем в перечне товаров, не подлежащих возврату и обмену (утвержденном постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.), одежда секонд-хенд отсутствует. А это значит, что в соответствии с пунктом 26 правил она может быть обменена в течение 14 дней с момента покупки.
— Каждый бывший в употреблении товар должен иметь о себе подробную информацию, чтобы покупатель мог понять, качественный он или нет, — поясняет ведущий специалист-эксперт управления Роспотребнадзора по Челябинской области в территориальном отделе в Миассе и Карабаше Людмила Вязова. — Для этого продавец должен взять каждую вещь, просмотреть ее и дать оценку (степень износа, наличие дефектов). Эту информацию, а также сведения о производителе, составе ткани, условиях носки, стирки и прочем он должен указать на ярлыке и прикрепить к вещи. Если же, например, продавцу не известен производитель, то он так и должен написать — неизвестен. В этом случае, если товар вам не подойдет, его можно будет сдать. Доказательством же того, что вы его не носили, и будет ярлычок.
А теперь задайтесь вопросом: как часто вы встречали в секонд-хендах одежду с ярлычками или бирочками? Многие из нас даже и не подозревали о подобном явлении. Еще бы, ведь такая процедура требует от предпринимателя затраты сил и времени. И потом зачем прилагать усилия и соблюдать закон, когда прибыль и так плывет в руки? В конечном же итоге страдает потребитель.
«Не надо нас «кошмарить»
Пока обиженные покупатели идут с заявлениями в Роспотребнадзор, предприниматели (вместо того чтобы навести порядок в магазине) пишут встречные жалобы на контролирующие органы с требованием прекратить «кошмарить» бизнес. Приводим выдержку из одного коллективного письма, адресованного губернатору области.
«Мы продаем старые товары секонд-хенд, на которые полностью отсутствует информация. Неизвестно, кем, где, когда они были изготовлены, так как на них нет ярлыков, зато они в четыре-десять раз дешевле новых аналогов. В наших магазинах развешены предупреждения: «Товар возврату и обмену не подлежит. По-другому магазины секонд-хенд работать просто не могут в силу специфики товара. Роспотребнадзор считает эту систему неправомерной, однако выполнить его требования не представляется возможным…» — говорится в обращении.
Так и хочется ответить: ну не можете работать, так и не работайте. А закон на то и закон, чтобы его соблюдали! Иначе ситуацию вообще можно довести до абсурда. Представьте, если кулинарии или точки общепита начнут жаловаться на то, что их сотрудников заставляют приобретать санитарные книжки, а клубы и Дома культуры — предъявлять обвинения пожарным, которые требуют соблюдать правила пожарной безопасности.
Да и почему секонд-хенды Европы и США способны работать в правовом поле, а наши нет? Вывод напрашивается один: кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины!..