Сотрудники Госинспекции по маломерным судам наводят порядок на водоемах
Весна все ярче, солнце все жарче, лед все тоньше, а это значит, что у работников государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) с каждым днем все больше забот. О том, чем сегодня заняты гимсовцы, какие новые проекты претворяют в жизнь, рассказывает старший госинспектор, руководитель Миасского отделения ГИМС МЧС России Леонид ЗУБКОВ.
— Леонид Владимирович, напомните, что входит в обязанности ГИМС помимо надзора за пользованием маломерными судами, базами-стоянками, пляжами, переправами?
— С приходом весны наступает горячая пора для нашей организации. Дел у нас много: государственная регистрация, учет, технические освидетельствования и осмотры маломерных судов (их более 3000), присвоение им бортовых номеров, выдача судовых билетов, разрешений на эксплуатацию стоянок (их у нас 16) для маломерных судов, разрешений на пользование пляжами (32), аттестация судоводителей и выдача удостоверений на право управления маломерным судном, поиск и спасение людей на водных объектах, профилактическая работа с детскими учреждениями и предприятиями — всего не перечислить. А если учесть, что штатных работников пятеро, а территория, которую мы контролируем, включает озера не только Миасского городского округа, но также Златоуста и Кусы, становится понятно, что сидеть сложа руки нам абсолютно некогда.
— Знаю, что жемчужина Миасса — озеро Тургояк всегда находилось и находится под пристальным вашим вниманием…
— Тургояк относится к особо охраняемым природным территориям, движение мотосредств по нему запрещено, однако этот запрет не берется во внимание нарушителями. Владельцы маломерных судов (не только наши, но и жители Челябинска, Екатеринбурга, Тюмени, Златоуста) приезжают на машинах, выгружают свои плавсредства и спускают в тургоякскую воду… Осенью 2011 года мы детально разработали, а сегодня приступаем к реализации пилотного проекта по созданию на Тургояке опорного поста экстренного реагирования, где объединятся усилия сотрудников ГИМС, отдела МВД, Особо охраняемых природных территорий (ООПТ), рыбнадзора, спасателей, то есть тех служб, которые имеют отношение к охране и защите озера, и внештатных инспекторов. Пост будет располагаться на собственной базе ГИМС в южной части городского пляжа, а вокруг водоема мы откроем еще пять дополнительных пунктов. Наша инициатива нашла поддержку и понимание у руководства города.
— Как планируете организовать работу поста экстренного реагирования?
— Наблюдатели из числа матросов-спасателей на дополнительных пунктах в течение всего светового дня будут держать в поле зрения определенный участок акватории. О результатах наблюдения и о замеченных правонарушениях по рации они обязаны немедленно докладывать на основной пост, где постоянно будут находиться инспектора ГИМС или даже целые группы, в состав которых войдут представители служб, перечисленных мной ранее. Планируем проводить совместные рейды, а при выявлении нарушений — наказывать провинившихся, руководствуясь Гражданским кодексом об административных правонарушениях.
— Сколько в среднем нарушений за сезон регистрируется вашими работниками?
— В 2011 году было 20 нарушений по линии ГИМС, фактически их в десятки раз больше, потому что протоколы составляют и челябинские патрульные группы, и представители ООПТ, рыбнадзора…
— Возможно, приезжающие к нам судовладельцы просто не знают о запрете на движение мотосредств по озеру Тургояк?..
— Если у человека есть судно, то есть и права судоводителя. А раз есть права, то он обязательно должен знать о статусе озера Тургояк как особо охраняемой территории и о запрете для передвижения мотолодок, катеров… Яхты, резиновые лодки — это пожалуйста, сколько угодно!.. Кстати, все противозаконные выходы совершаются, как правило, с дальней стороны озера Тургояк, где еще остались дикие места. Нынче летом мы планируем поставить собственный стационарный пост на дальнем берегу, вблизи острова Веры. Вопрос с выделением земли уже решен. Думаю, что к нам примкнут лесники, собственники баз и пляжей и, конечно, внештатные инспектора — общественники, заинтересованные в наведении порядка на водоемах. Наша задача — обеспечение контроля и надзора за правильной эксплуатацией мототранспортных средств, а потому мы обязательно проверяем наличие прав судоводителя, соблюдение правил эксплуатации судна, безопасность перевозки пассажиров.
Надеемся, что открытие новых постов на берегах Тургояка поможет в какой-то мере уменьшить правонарушения всякого рода или вообще исключить их.