В июле прошлого года президент Дмитрий Медведев внес поправки в федеральный закон о госрегулировании производства и оборота спиртосодержащей продукции. В соответствии с ним пиво вновь было отнесено к разряду алкогольной продукции. Также были указаны места, где категорически запрещено торговать горячительными напитками.
В центре внимания
Закон принят, но это по-прежнему не мешает открываться новым торговым точкам, причем в тех местах, где их по определению быть не должно. Наш город в этом вопросе тоже не стал исключением. Не успели миасцы успокоиться из-за открытия алкогольного супермаркета рядом со школой № 16, как очередную волну возмущения вызвало открытие нового магазина «Красное и белое» в конце машгородка, напротив стадиона «Северный». Поток жалоб буквально обрушился на нашу редакцию.
— Нам что, недостаточно магазинов со спиртными напитками? — возмущается жительница машгородка Вера Андреевна Буженева. — Ведь на каждом шагу стоят. Вместо того чтобы ограничить продажу спиртного, плодят и плодят эти точки. Лучше бы продуктовый магазин сделали, было бы намного полезнее.
— Не много ли для машгородка? В какой магазин ни войдешь — море бутылок, — поддерживает Анатолий Вахменин. — Говорим: «Россия спивается». Почему же власть тогда не контролирует этот процесс?
Кто виноват и что делать?
Начнем с того, что федеральный закон четко прописывает, в каких местах категорически запрещается продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта и на прилегающих к ним территориях. В соответствии с новым законодательством право выдавать лицензии на торговлю алкоголем отныне принадлежит муниципальным образованиям, в нашем случае — отделу по торговле и услугам администрации округа. Однако стоит оговориться, что лицензировать муниципалитет может только небольшие винно-водочные магазины. Федеральным же и прочим торговым сетям лицензии выдает Министерство сельского хозяйства Челябинской области.
Так вот, перечень запрещенных мест продаж определен, но границы прилегающих к ним территорий, увы, нет. Выходит, в детском саду торговать нельзя, а в двух метрах от него можно. Кстати, такую картину можно наблюдать на улице 8 Марта, в районе «Рассвета», где расположен детский сад № 15. В пяти метрах от дошкольного учреждения находится «Красное и белое». Завсегдатаи торгового заведения, купив спиртное, уже по обычаю идут на веранду детсада, чтобы развернуть импровизированный стол.
— Дело в том, что прилегающие территории в законе прописаны, но их границы не определены, — поясняет специалист отдела по торговле Алена Кондратьева. — Для того чтобы определить границы, необходима методика замеров, а она пока еще не принята. Тем временем мы обратились в Минсельхоз с просьбой дать разъяснения по этому вопросу. Как только границы прилегающих территорий будут установлены, у торговых точек-нарушителей будем отзывать лицензию.
Вникают детально
Вопреки всевозможным жалобам и обвинениям алкогольный вопрос у миасской администрации находится на контроле. Еще в середине февраля предложенные чиновниками ограничения были вынесены на рассмотрение в депутатские комиссии. Так, предлагалось установить минимальное расстояние — 20 метров от границ ограждений и 40 метров от зданий. Однако с такими расчетами не все народные избранники согласились. Поступили предложения увеличить расстояние до 100 метров. Проведенный же специалистами анализ показал, что в таком случае под запрет могут попасть до 30 процентов предприятий, имеющих лицензию на торговлю алкогольной продукцией. Кроме того, возникли опасения, что резкое сокращение торговых точек вызовет рост торговли контрафактным спиртом. Поэтому вопрос решено было отложить и проработать более детально.
А пока остается только надеяться, что в погоне за прибылью предприниматели перестанут пренебрегать интересами горожан и все-таки обратят внимание на морально-этическую сторону своего бизнеса.
Кстати
— На сайте Министерства сельского хозяйства Челябинской области размещен список миасских предприятий, торгующих алкоголем, которые в этом году будут подвергнуты плановой проверке на соблюдение лицензионных требований. Среди них — ООО «Гастроном № 1», ООО «Ильмены Плюс», ООО «Центр отдыха «Феликс», ЗАО «Ильмены», ООО «Фонград», ОАО «Золотой пляж», ООО «Старый город», ООО «СК», ООО «Трикотаж» (кафе «Викинг»), ООО «ФНХП «Арт-Стоун», ООО «Время покупать».
— Всего в Миассе 310 предприятий, торгующих алкогольной продукцией. 280 из них получают лицензию в администрации округа.