Работы миасской мастерицы будут выставлены в Москве
Недавно в арт-галерее «Шедевр» в машгородке демонстрировались работы двух удивительных умелиц прикладного творчества. Одна из них — кукольница Тамара Лагунова.
Скоро ее персональная выставка «Кукла древняя и современная» переедет в городской краеведческий музей. А вообще работы уже выставлялись в Екатеринбурге и Оренбурге. Получила художница приглашение разместить своих кукол также в одном из выставочных залов Москвы.
Занялась русской традиционной тряпичной куклой Тамара три с половиной года назад. И привело ее к этому не только умение отлично шить. Она искала корни бытия своего народа, пыталась пропустить через себя историю предков, которая доселе оставалась для нее непознанной. По профессии психолог, мастерица была поражена тем, что каждая кукла, дошедшая к нам из древности, несет в себе огромный смысл, отражает мировоззрение славян, культуру целого народа. В прежние века в основе изготовления всех кукол лежала и глубокая философия, и магия, и символика. Кукла была непременной участницей всех праздников, обрядов, процессов природы, этапов жизни человека. Она словно являлась посредником между людьми, землей и небом, человеком и пространством, человеком и Богом.
Например, одна из разновидностей обереговой куклы-пеленашки, представленной в ее коллекции, в некоторых областях древней Руси делалась роженицей между схватками, чтобы защитить приходящую в мир душу. Скрутка — семь раз скрученный длинный лоскут ткани — обозначала физическую основу тела — позвоночник, посередине завязывается узел (пуп). Нитка откусывалась зубами, как раньше и пуповина при родах. Для обозначения головы третья часть скрутки тоже перетягивалась нитками. Сам процесс изготовления куклы символизировал явление человека в материальный мир, помогал женщине сосредоточиться на родах.
Другая, нумерологическая кукла Дидух, символ мирового древа, прародительница нашей рождественской елки, изготавливалась на зимние святки. Собирались колосья зерновых — овса, пшена и других — в каждый пучок кратно семи. Дальше связывались все пучки тоже кратно семи, поскольку это число символизировало семь родовых колен. Дидух привлекал в дом спокойствие, богатство и плодородие.
Больше всего Тамаре Лагуновой нравится делать славянскую куклу, потому что она является отражением солнечной, светлой и доброй энергии. Есть в ее коллекции куклы коляда, солнцемладенец, доля, обереговые, обрядовые, толстушки-костромушки, нижегородские невесты, куклы на счастье, неразлучники… Всего она создала уже 300 различных кукол, имеющих самое разное предназначение.
— Я как изготовитель стою перед дилеммой, как сохранить древнюю традицию и одновременно создать свой авторский образ. Этот поиск ведет меня от работы к работе и помогает внутренней самореализации, — говорит мастерица. — Если вы спросите, какая из кукол мне ближе, я не смогу ответить, потому что все они словно мои маленькие дети, ведь в каждую вложена частица моей души.