Для Валентины Задубровской профессия стала смыслом жизни.
Сегодня, 5 мая, отмечается Международный день акушерки. Мы побеседовали с Валентиной Задубровской, посвятившей этой профессии целых 54 года.
«В 13-то лет! Работница…»
Валентина Никитична Задубровская начала работать сразу после окончания седьмого класса школы. Родного отца девочке заменил отчим. Он работал в артель-пионерии сапожником. Валентина помогала ему шить на машине верха для ботинок. Следующей работой стала распилка досок.
— Мы делали ящики для снарядов, которые выпускали на заводе «Рыжий». Меня ставили держать доски. Знакомый отчима пилил их, а я держала другой конец — в 13-то лет! Работница… — рассказывает Валентина Никитична.
После года тяжелой работы она узнала, что в Челябинске есть фельдшерско-акушерская школа, в которую как раз принимают после окончания семи классов. Было решено ехать.
— Почему же я выбрала фельдшерско-акушерское отделение? Еще в детстве мы жили на квартире, а нашими соседями были врачи, одна из них оказалась акушеркой. Я много чего спрашивала у нее про эту специальность, узнала все подводные камни и, обдумав, решила, что мне это подходит.
Группа была большая — 40 человек. На вступительных экзаменах сдавали русский язык — устно и письменно, математику и историю.
— Среди сдавших было всего пять человек, в том числе и я. Однако группу из пяти человек нельзя было открывать, но нас взяли всех, решив, что можем на войну понадобиться.
Училась Валентина на стипендию, без троек. Очень старательно относилась к процессу обучения, поэтому сдала итоговые экзамены на пятерки.
С первого по последний год обучения была старостой группы. После окончания учебы у нее были перспективы поступить в институт, но девушка отказалась, так как нужно было помогать семье.
Глаз был наметан
— Тогда все было очень строго, куда нас затребовали на практику, туда и должны явиться. Я просила у комиссии поменять место прохождения практики, так как нужно было на что-то жить, а средств на существование у нас не было. Но даже слушать не стали.
5 августа 1947 года молодая акушерка поехала работать в военстрой в Челябинск. Там она встретилась с главврачом и объяснила свое положение. В итоге девушка проработала три с половиной месяца, а затем вернулась в Миасс.
— В роддоме на Пушкина мест не было, мне пришлось идти в горздрав. Там посоветовали обратиться в другую больницу на автозаводе. Но она еще только строилась, был выделен всего один кабинет. Приняли меня сразу, но временно оправили работать в здравпункт «Мотора».
Условия для работы были не на высоте — маленькая комната и земляной пол. Шли туда в основном с травмами глаз, потому что мелкий металл во время работы мог ненароком залететь в глаза.
Вскоре здание больницы было построено. В родильном отделении, было всего 15 коек и четыре акушерки, среди которых Валентина оказалась самой молоденькой. Но это не мешало ей работать на равных вместе
с опытными акушерками.
— Однажды я заступила на дежурство в день, женщину готовили отвозить в родильное отделение старой части. А глаз-то у меня уже был наметан немного… Я предупредила, что ее не успеют довезти. Так и вышло, оставили у нас рожать.
Затем девушка вышла замуж, и у нее родился сын. На работу она вышла только через год, уже в женскую консультацию.
— В то время к нам из Челябинска прислали молодого хирурга — он был евреем. Врач переделал обстановку в родильном доме и начал оперировать. Он нам очень нравился. Но чуть позже в Москве евреев объявили врагами, и его отстранили. После этого стали определяться, кто станет старшей акушеркой. Я не знаю, конечно, кто настаивал на моей кандидатуре, но на должность поставили меня.
Молодость не помешала стать профессионалом в своем деле. Валентина была незаменимым работником и могла многое делать за врачей.
Труд акушерки
Врачей всегда не хватало. Но и акушерками остаются работать не все — это очень тяжелая работа, особенно психологически, надо уметь держать себя в руках. Если женщине плохо, то нужно ее успокоить, дать наставления. И к каждой роженице необходимо найти особый подход. Если это удается, то пациентки запоминают акушерку на всю жизнь.
— Работать старшей очень тяжело. У меня были и трудовые книжки, и военные дела, отправляли в командировки, даже был случай, когда я ездила в КПЗ.
Первые роды Валентине посчастливилось принять на третьем курсе во время экзаменационной практики.
— Я до сих пор помню это ощущение, что держу на руках живое теплое тельце. В этот момент испытывала самые положительные эмоции.
Работа врача — это каждодневный труд, периодически даже без сна. На ночные вызовы приходилось либо бежать самой, либо, если повезет, присылали свободную машину скорой помощи.
— Мы однажды решили купить дом, и так получилось, что во время торгов я была дежурной на дому. Вдруг меня вызывают на операцию. Не успели мы сделать одну, уже нужно делать вторую… третью! Из-за этого так и не смогла прийти на торги дома, хорошо, что удалось решить этот вопрос по телефону.
В работе акушерки есть и печальные исходы, к которым надо быть готовыми.
— Когда происходит трагедия, то акушерок тоже парализует. Если ребенок умирает — это страшное дело. Отходишь от этого долго и каждый раз нервничаешь. А если женщина не хотела оставлять ребенка, то мы уговаривали. Всегда проводили с роженицами беседы психологического характера.
Сейчас Валентине Никитичне 95 лет. Она поздравляет всех акушерок с праздником и признается, что если бы жизнь началась заново, она бы все равно выбрала эту профессию.
— Поздравляю всех акушерок трех поколений с 1948 года, работавших в Городском роддоме имени «8 марта», родильных отделениях городской больницы автозавода и машгородка, а также весь коллектив родильного дома, работающий в настоящее время.
Пусть будет славен прекрасный благородный труд акушерки, стоящей у колыбели жизни. Желаю всем крепкого здоровья, долгих лет жизни и труда на благо здоровья женщины — матери!
Фото предоставлены Валентиной Задубровской