В минувшее воскресенье в Донецкой и Луганской областях Украины при рекордной явке избирателей прошел референдум о статусе регионов. В бюллетенях значился единственный вопрос: «Поддерживаете ли вы акт о государственной самостоятельности Донецкой (Луганской) народной республики?».
Были ли попытки воспрепятствовать народному волеизъявлению, в какой атмосфере голосовали жители, и что они ожидают от референдума, — наш корреспондент узнавал из первых уст.
Татьяна НАЛИВАЙКО, 21 год (город Славянск):
— На нашем избирательном участке голосование прошло спокойно. С утра народу было поменьше, оно и понятно: ночью накануне референдума в городе была стрельба и какие-то взрывы. Мы всю ночь не могли уснуть, вздрагивали от каждого шума.
На следующий день после проведения выборов снова стреляли, взрывали. Мы надеялись, что после того, как будут объявлены итоги референдума, станет спокойнее, но нет…
Что касается итогов референдума, то мы их узнали по каналу «Россия 24». Можно сказать, тайком смотрели телевизор. Какой ужас! Тайком смотрим новости! Практически все единодушно проголосовали за отделение Луганской и Донецкой областей от Украины.
Вот так выглядит картина в Славянске. На сегодняшний день военных действий в городе стало меньше. Но под Славянском ополчение в очередной раз атаковало базу нацгвардии на комбикормовом заводе.
Хунтой, а точнее ее боевиками, удерживается город Красноармейск, где в понедельник в результате стрельбы фашистов по безоружным гражданам на площади погибли несколько человек.
Алексей РУДЕНКО, 35 лет (город Славянск):
— Референдум прошел без провокаций. Основной поток голосующих был в районе 13 часов. Накануне выборов город спал неспокойно — всю ночь была слышна стрельба.
Хунта, по всей видимости, сдержала свое слово: независимо от итогов референдума продолжать карательные операции. На окраине Славянска в ночь на среду, 14 мая, снова была слышна артиллерийская и пулеметная стрельба. Снаряды рвутся в районе комбикормового завода, где расположен блокпост ополчения.
В народе говорят, что во вторник из Харькова в нашу сторону направились четыре военных грузовика с прицепами, бортовые, с накрытым грузом. Также, по слухам, в Харьков прибыли два борта «ИЛ-76» и направляются в нашу сторону. Не знаю, правда или нет.
Елена ЛЕНИНА, 32 года (город Славянск):
— Про референдум и про то, в какой атмосфере он проходил, я могу сказать, что все было относительно спокойно. Почему относительно? Потому что каждую секунду ждали, что вот-вот ворвутся силовики и уничтожат все бюллетени или нас, голосующих.
Понимаю, что Россия теперь находится в очень тяжелом положении: на нее оказывается международное давление. Конечно же, сейчас, когда прошел референдум, у России больше оснований для принятия решений. Ясно, что назад у Донецкой и Луганской народных республик после всего этого дороги нет. Более того, возможно, еще какие-нибудь регионы Украины, кроме Донецкой республики, захотят войти в состав РФ. Может пойти цепная реакция, потому как экономическое состояние резко ухудшается, положение людей близко к критическому.
Вадим МАРЧЕНКО, 28 лет (город Краматорск):
— Референдум прошел вполне спокойно и без каких-либо встрясок. Мы с друзьями пришли на голосование с утра. На самом деле явка избирателей оказалась впечатляющей — голосующих не напугала военная операция украинских силовиков против так называемых сепаратистов — сторонников федерализации Украины, не желающих признавать легитимность новых киевских властей. Более того, с уверенностью могу сказать, что применение бронетехники, стрельба по мирным гражданам собственной страны вызвали еще большее возмущение и подхлестнули протестные настроения юго-востока.
Что касается провокаций и попыток отобрать или уничтожить бюллетени, они были, например, в Красноармейске. Там есть погибшие мирные жители. Иначе говоря, хунта срывала референдум в тех населенных пунктах, где стоит так называемая армия Украины. Хотя все прекрасно понимают, что на самом деле это бандиты.
Ночью после референдума в районе горы Карачун, где установлена телевышка, были слышны звуки боя с применением тяжелой артиллерии. Сейчас не стреляют, но летают «вертушки». Что нас ждет впереди — неизвестно!
Владимир КАРОТКОВ, 31 год (город Краматорск):
— Про референдум и так все понятно. Будем еще бороться за признание его итогов. Но теперь я с гордостью могу сказать: я не украинец, а ДОНБАССОВЕЦ!
Я живу в Краматорске, работаю в Славянске. И вижу проблемы только от так называемой власти. На днях в поселке Андреевка нацгвардия стреляла по безоружным людям. Среди них был мой кум, ему прострелили ногу, также у него пострадало лицо от светошумовой гранаты. Если это, как говорит хунта, «контртеррористическая акция», то нацгвардия должна не стрелять в мирных жителей, а закрывать их своими телами от пуль. Может, они от испуга нечаянно стреляют? Нет, они стреляют осознанно, лишь бы кого-нибудь подстрелить. Они и есть террористы!
Наталья Быстрицкая, 29 лет (город Славянск):
— Продовольственные товары в город поставляются с переменным успехом. А вот с детским питанием большие проблемы. Основная часть предприятий работает, но не в полную силу. Один промышленный завод на грани закрытия. Школы и садики с понедельника начали работать. Но детей в школу не водят, так как каждый день на территории города происходят военные действия. Цены на продукты поднялись.
УЛЫБНИТЕСЬ
— Моня, я за нашу Украину шо-то совсем не пойму… Мине все твердят, шо мы воюем с Россией!
— И шо?
— Таки на сегодняшний день результаты украино-российской войны неутешительны. Потери Украины: 7 танков, 2 самоходных гаубицы, 10 бронемашин, 2 вертолета и 1 самолет. Сдалось в плен более 2 миллионов человек. …И шо ви думаете!? Российская армия на войну таки до сих пор не явилась!