В 2015 году исполняется 70 лет со дня Великой Победы. В канун знаменательной даты «Миасский рабочий» объявляет о начале нового проекта «Победители!», в рамках которого на протяжении целого года, вплоть до юбилейной даты, будет рассказывать о тех, кто ковал Победу на фронте и в тылу, о тех, чье детство пришлось на тяжелые, голодные военные годы.
Первая наша героиня — участник Великой Отечественной войны Полина Васильевна Чурко.
Из курсантов — в наставники
Полина Вербицкая (это потом девушка вышла замуж за боевого офицера Олега Чурко и взяла фамилию мужа) пошла на фронт по комсомольскому призыву. Ворошиловский стрелок, с отличной спортивной подготовкой и знаниями основ санитарной помощи, 20-летний педагог сельской школы из Казахстана одна из немногих была определена в снайперскую школу. Чтобы стать военным стрелком, говоря современным языком, нужно было пройти серьезный кастинг. Из 10 достойных кандидатов она оказалась в тройке годных. После обучения в 1943 году в Центральной снайперской женской школе Подольска Полину Васильевну (на снимке — вторая слева в верхнем ряду) оставили в преподавателях, а ее сокурсниц отправили на фронт.
«Вырастить грамотного снайпера — целая наука, — рассказывает Полина Васильевна, — начиная с первого этапа — получения задания на ликвидацию цели: стрелок должен правильно действовать. Поиск направлений наблюдения, вариантов подхода к цели — это тоже отдельный этап учения и тренировок. Дальше — маскировка, ориентирование — еще один предмет военной науки. Передвижение до цели и устранение, где точный выстрел — главный результат операции.
Снайпера даже учили, как правильно вдохнуть и выдохнуть при поражении цели, а точное определение расстояния до мишени — это основа. Глазомер должен быть максимально отлажен. Жизненно важный этап после ликвидации — молниеносный отход с позиции. Ведь сразу после выстрела начиналась пулеметная очередь. Нужно было научить девочек всем тонкостям военного ремесла, очень хотелось, чтобы они вернулись с задания живыми».
Сама преподаватель и командир отделения Полина Васильевна — сверстница своих учениц: самым младшим было по 18 лет. «Одну девушку-сибирячку до сих пор помню. Она была самая старшая — 23 года. Способности у этой ученицы были замечательные, — говорит «снайперский педагог», — знаете, из сибиряков немало вышло отличных снайперов, также как и в мужской снайперской школе. С молоком матери охотничьи способности, видимо, передавались».
Потрясение
Однажды в школе произошла история, которая стала потрясением для курсанток. «На полигоне молодой майор, который только что пришел преподавать, отрабатывал с воспитанницами поражение мишеней. Одна из курсанток отчитывается — цель не поражена. И попытка за попыткой — с нулевым результатом. Офицер занимает позицию рядом со снайпером в окопе и настраивает перископ для наблюдения за мишенью. И во время очередного выстрела ствол винтовки разрывает. Майора — в госпиталь (повезло еще, что жив остался), курсантку — в штрафбат. Оказалось, что накануне занятий после чистки оружия девушка забыла достать шомпол из ствола».
«Морской» суп и «десерт»
Каждый учебный день центральной школы расписан — нагрузки были колоссальные. За полгода группу новобранцев нужно было подготовить для выполнения самых сложных и опасных заданий.
«Каждую неделю — маршброски на 30 километров, — вспоминает ветеран, — и этот поход не налегке — 20 килограммов весила амуниция, которую каждая девочка несла на себе. Единственный выходной день — воскресенье. К этому дню у всех девчонок было припасено по несколько кусочков сахара. Каждому полагалось по шесть кусочков сахара в день (иначе сил бы совсем не хватало), из этой нормы откладывали хотя бы по кусочку в день. На базаре «десерт» меняли на хлеб. Есть очень хотелось — даже хлеба было недостаточно. До сих пор в памяти, как мы его называли, «морской» суп: вода, в которой варились кусочки свеклы».
Выпускники военные и «мирные»
Первый выпуск Полины в полном составе отправили на Прибалтийский фронт. Многие не дожили до Победы. «Хотя и берегли наших выпускниц на фронте (ведь совсем юные девочки, да и хороший снайпер — специалист штучный), все же многие погибли, — сожалеет военный педагог. — В нашей Центральной школе снайперов шесть выпускниц стали Героями Советского Союза, десятки — орденоносцами. В Миассе после войны жила выпускница Центральной школы снайперов, фронтовичка Александра Александровна Захарова. Жаль, что Саши уже нет в живых».
А в 1944 году был последний выпуск в Центральной снайперской женской школе. На ее базе сформировали пехотное офицерское училище, в котором уже опытный военный педагог Полина Вербицкая получила еще одно образование и офицерское звание. Но педагогика так и осталась делом всей ее жизни: отучилась в Магнитогорском педагогическом институте, а затем вместе с мужем Олегом Михайловичем Чурко, который закончил тот же вуз, приехала в Миасс и стала преподавать в старогородской школе. 40 лет отдано любимой профессии, и вся жизнь — семье: дочери и сыну, четверым внукам и двоим правнукам.
«Война не обошла ни одну семью, — говорит ветеран. — В моей семье старшая сестра Мария после окончания медицинского института ушла в госпиталь, старший брат Виктор был командиром штрафной роты — награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. До сих пор годы войны — в памяти. Помню всех своих девочек-снайперов и, конечно, свою напарницу Наташу Королеву. Снайперы всегда действовали в паре. Мы даже на общей фотографии с Наташей вместе».
Если ваши родные, близкие или вы сами были участниками тех далеких событий, если у вас есть фотографии, письма, военные атрибуты или вещи, с которыми связаны особые воспоминания, и т. д., участвуйте в проекте «МР»!
Ждем ваших звонков по телефону 57-26-55.