От заводского музеума через первые годы советской власти и грозную пору Великой Отечественной войны, через смену адресов и потери фондов, через испытания и неустанную работу главный музей Миасса пришел к дню сегодняшнему.
Это не просто хранилище экспонатов, но крупный научно-исследовательский, культурный, просветительский центр, где берегут традиции и воспитывают подрастающее поколение.
С подачи инженеров Юбилейная дата 105 лет отсчитывается с 24 ноября 1920 года, когда решение об открытии музея приняли партийные органы Миасса. Но история его началась гораздо раньше, в первой половине XIX века.
По архивным данным, в то время в Миасском заводе существовал музеум, который организовали горные инженеры Павел Аносов, отец и сын Редикорцовы.
В музеуме была большая коллекция минералов и горных пород, добывавшихся в окрестностях Миасского завода, а также палеонтологические находки, обнаруженные местными жителями на золотых приисках.
Фонды будущего краеведческого музея начали формироваться в 1918 году, когда за его создание взялось общество из-учения местного края. Весной 1920 года подключилась общественность, начинание поддержало городское партийное руководство. Работу возглавил инструктор отдела народного образования Эммануил Мали. Основой коллекции стали картины, литье, мебель и другие культурные ценности, которые буржуазия оставила при бегстве из города. В ноябре музей открыли в бывшем доме купца Популовского.
Коллекция насчитывала 1195 экспонатов. В экспозиции было два отдела: исторический и природный. В первые месяцы музей посетило 4800 человек. Здесь же были организованы метеорологические наблюдения.
Эммануил Мали, которого назначили заведующим, сумел сделать музей одним из лучших на Урале, несмотря на нехватку средств. В 1925 году учреждению выделили особняк бывшего золотопромышленника Егора Симонова. При миасском музее действовало общество краеведения, велась работа со школами. Через три года пришлось перебраться в дом купца Жарова на улице Свердлова. С 1928 по 1934 год музей менял адрес четыре раза.
Вопреки трудностям
В годы Великой Отечественной войны в музее поместили проектный институт из Харькова. Экспозиционные площади сократились на 60%. В феврале 1942 года случился пожар, в котором погибла большая часть экспонатов.
Однако именно в военное время в краеведческом музее открыли читальный зал, где с 1943 года вели карту военных действий и всегда имелись свежие сводки Совинформбюро. Благодаря этому посещаемость учреждения значительно возросла.
После войны определились основные направления деятельности музея: научно-исследовательское, экспозиционное, научно-просветительское. Сотрудники активно изучали и собирали местный исторический материал, природные экспонаты. Большую помощь в пополнении фондов оказывал Ильменский государственный заповедник. В результате совместной работы был организован отдел природы, который по своему богатству и разно-образию превзошел все музеи области.
Летом 1947 года сотрудники разработали несколько туристических маршрутов по краю с описанием наиболее интересных объектов, составили схематическую карту Миасса с прилегающими районами, где обозначили археологические и палеонтологические находки, стоянки первобытного человека, залежи полезных ископаемых.
Новое развитие
4 февраля 1960 года при музее организовали историко-краеведческую секцию, которая объединяла ветеранов партии, войны и труда. Важным направлением в ее работе была охрана памятников истории и культуры. Энтузиасты внесли неоценимый вклад в изучение родного края, пополнив фонды музея материалами по истории города. С 1978 года до настоящего времени ежегодно проводятся научные конференции «Городские краеведческие чтения».
В январе 1988-го — очередное испытание: произошла авария отопительной системы. Из-за серьезного ущерба учреждение пришлось закрыть. Но работа не остановилась: устраивали передвижные выставки, читали лекции, работали в архивах.
4 июля 1995 года стало еще одной знаковой датой — музей вернулся в дом Симонова, где были организованы выставки, рассказывающие о жизни обывателей Миасского завода, истории золотодобычи в Миасской долине.
В 2006 — 2008 годах музей кардинально изменил внутренний облик: залы оформили художники из Уфы. В 2013 году в самом большом зале установили информационный киоск, где посетители могут узнать об улицах, памятниках истории и архитектуры, медеплавильном заводе, золотых приисках, ремеслах и промыслах, торговле, религии, народном образовании, культуре и людях.
Память — в знаниях
Сегодня Миасский краеведческий музей — один из крупных центров выставочной деятельности. «Как в поле рубашечка выросла», выставка работ в технике фьюзинга «Стеклянная сказка», фотовыставка агентства «Рейтер» «Наш мир сегодня», «Когда папа был маленьким», «Спаси и сохрани» — вот лишь некоторые из экспозиций.
В арсенале коллектива как традиционные формы работы, так и новаторские. Среди них — «Ожившая экспозиция», позволяющая не только перенестись в прошлое, но и пообщаться с представителями ушедшей эпохи. У молодежи популярны «Ночь в музее» и «Ночь искусств», когда открываются костюмированные театрализованные площадки для творчества и познания. Большой интерес вызывают и такие программы, как «Моя малая Родина», «Клуб интересных встреч», «Родоведение», «Поделись своей добротой» — проект, адресованный людям в трудных жизненных обстоятельствах.
На базе музея работает школа ремесел «Вруцелет», где дети учатся обращаться
с глиной, тестом, тканью, нитью, знакомятся с традициями и фольклором русского народа.
Музею принадлежит не только здание XIX века, но и двор с садом. Летом там проводятся детские мастер-классы, театрализованные мероприятия, литературные игры по сказам Бажова и сказкам Пушкина, исторические реконструкции, экологические праздники.
Вслед за первым заведующим Эммануилом Мали нынешние сотрудники называют музей зеркалом родного края, местом встречи прошлого и настоящего. Реализуя новые проекты, он остается верен истории, сохраняя ее для будущего.


Фото предоставлены Миасским краеведческим музеем






