Взимаемый платеж не приведет к увеличению стоимости авиабилетов.
В России рассматривают введение дополнительного сбора, который будут взимать с путешественников при оформлении авиабилетов по стране. Собранные средства планируют направить резервный фонд поддержки пассажиров. Отмечается, что средства фонда пойдут на исполнение обязательств перед пассажирами в форс-мажорных ситуациях. Данную инициативу уже обсуждает Минтранс совместно с АО «ТКП» (бывшая «Транспортная клиринговая палата») и госпоркорацией «Ростех», пишут «Известия».
— Средства фонда планируют тратить на выполнение обязательств перевозчиков перед пассажирами в случае форс-мажоров. Допустим, если авиакомпания обанкротится, ее клиентов смогут посадить на другие рейсы или вернуть им деньги за несостоявшийся перелет, — сказано в письме вице-президента «ТКП» Алексея Шубенкова.
В документе утверждается, что взимаемый сбор не приведет к увеличению стоимости авиабилетов, так как новый платеж «будет формироваться за счет перераспределения сборов, установленных действующим законодательством РФ».
Сумма сбора может составить от 70 до 260 рублей с одного перелета. Однако размер сбора до конца не утвержден и обсуждается представителями ведомств. При этом часть платежа может пойти не в бюджет будущего фонда, а будет перечислена оператору системы за оказание услуги, этим оператором станет недавно созданное АО «Авиагарант».
Эксперты отмечают, что механизм введения нового платежа неясен, а главное — непонятно, получится ли перераспределить средства и не вызвать рост цен на авиабилеты.
— Все сборы, которые сейчас включаются в конечную стоимость билета для потребителя, имеют свое целевое назначение, поэтому произвести перерасчет будет довольно сложно, — считает младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова.
Гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий также подчеркнул, что есть вероятность повышение цены билета на величину нового сбора.
— Очевидно, сборы сами собой не перераспределятся — чтобы билеты не подорожали, нужно другой сбор уменьшить или отменить. В противном случае цены вырастут на величину нового сбора. Действия правительства ясны: авиационная отрасль сейчас переживает тяжелые времена — половина самолетов в парках российских перевозчиков стоит на бетоне и несут прямые убытки. В пандемию государство искусственно запретило банкротить авиаперевозчиков, однако сейчас другая ситуация. Чтобы нивелировать социальный взрыв при банкротстве, было бы полезно иметь фонд, из которого компенсировать пассажирам потенциальные невыполненные рейсы, — сказал эксперт.
На сегодняшний день в стоимости авиабилета учитываются несколько сборов: аэронавигационные услуги диспетчерских служб, сборы за обслуживание самолета в аэропорту, сборы за обслуживание и безопасность пассажиров и другие.