Уникальный луноход разработан с расчетом на будущее лунное поселение.
На луноходе, шасси для которого делали во Всероссийском НИИ транспортного машиностроения, могут ехать сразу три космонавта, а разрабатывали его с прицелом на будущее лунное поселение. Корреспонденты «Российской газеты» побывали в этом институте и даже поучаствовали в испытании.
«Изначально предполагалось, что он будет передвигаться на гусеницах — как танк. Но мы предложили систему колес. По многим причинам. В том числе потому, что гусеницы могли соскользнуть с катков, а в условиях Луны их было бы некому поставить обратно», — рассказал главный конструктор по космической технике Сергей Федосеев.
Нужно было учитывать и сложнейшие лунные условия, в которых придется работать управляемому с Земли будущему самоходному аппарату. Ожидаемые перепады температур — от минус 120 до плюс 120.
Испытания проводили на разных площадках, в том числе в институте. Корреспондентам «РГ» удалось прокатить по имитированной горке настоящее колесо-дублер от настоящего лунохода (на фото). Колесо легкое, а вот общий вес «самохода» — 800 земных килограммов, которые в лунных условиях превращаются примерно в 150 килограммов — за счет гораздо меньшей силы гравитации. На Марсе такой транспорт весил бы 250-300 килограммов, но с освоением Марса сложнее — планета относительно доступна для полета примерно три недели раз в два года, когда расстояние между Марсом и Землей минимальное.
Между прочим, сейчас на Луне находятся, причем в хорошем состоянии, «Луноход-1» и «Луноход-2». Первый появился там в 1970 году, второй — в 1973-м, и это были первые луноходы в мире. Советские. Их запуски стали эпохальным событием для человечества, а шасси были разработаны в том же НИИ транспортного машиностроения. Два года назад от первых советских луноходов была получена весточка: их отражатели были взяты как точка отсчета американскими исследователями с Земли для точного измерения расстояния до Луны.
— К сожалению, после распада СССР многие разработки в космической отрасли были приостановлены, — говорит Антон Свиридов, гендиректор ВНИИ транспортного машиностроения. — Однако работа все равно продолжалась. Разработано самоходное автоматическое шасси демонстратора лунохода. А в рамках международной программы «Эврика» — аналогичное шасси для демонстратора планетохода. Отдельное направление — различное оборудование для МКС. Прежде всего это стабилизированные платформы, на которые крепится высокоточная аппаратура. Да, они выглядят не так эффектно, как луноходы-марсоходы, но это крайне важное оборудование. В институте прорабатывается возможность улучшения характеристик стабилизированной платформы. Сейчас интерес к космосу возрастает, но международная кооперация с Западом находится под большим вопросом. Прежде всего мы рассчитываем на свои силы. Мы уверены — человечество будет осваивать другие планеты. Ибо Земля, по меткому выражению Константина Циолковского, — это колыбель человечества. Но ведь нужно когда-то и выбираться из колыбели!
Фото Вячеслава Акимова