Насколько люди доверяют разным информационным ресурсам?
Автономная некоммерческая организация «Диалог» и Региональный общественный центр интернет-технологий провели онлайн-анкетирование и узнали, что думают россияне о фейках. Опрос проводился среди 3380 человек, сообщают Ведомости.
Выяснилось, что 97% пользователей интернета знают, что такое фейковая информация.
74% респондентов главным источником фейков называют онлайн-СМИ, реже – телевидение и традиционную прессу (64%), социальные сети (38%), гораздо реже – мессенджеры. А вот друзей, родственников и знакомых в качестве источников недостоверной информации не называет почти никто (5%).
63% опрошенных уверены в том, что распространение в соцсетях фейковой информации представляет опасность — чаще всего так отвечают люди старшего возраста, сотрудники сферы образования и те, кто больше других доверяют телевидению и традиционным СМИ. Опасность фейков, по мнению опрошенных, в том, что они дезориентируют граждан (так ответили 28%), их не умеют отличать от правды (20%) и они создают панику (11%).
В мае 2020 года, когда задавался аналогичный вопрос, об опасности фейков говорили 80% респондентов.
— Опасность недостоверной информации стала понятна в 2020 году с массовым появлением фейков о коронавирусе, что привело к негативным последствиям и отразилось на уровне вакцинации, – заявил «Ведомостям» директор РОЦИТа Рустам Сагдатулин. — Хотя фейки в интернете появлялись и раньше.
Чаще всего опрошенным встречается фейковая информация, связанная с политической ситуацией в России и с шоу-бизнесом, чуть реже – со здравоохранением, политической ситуацией в мире, экономикой и финансами.
По словам социолога фонда «Общественное мнение» Григория Кертмана, понятие фейка стало широко применимым и знакомо многим благодаря пополнению словарного запаса, а не «принципиальным изменениям в понимании этого явления». Спрашивать об уровне доверия к тем или иным источникам информации «наивно», отмечает он, поэтому ФОМ спрашивает иначе: какой источник информации является основным – интернет или телевидение. 45% граждан ориентируются больше на традиционные СМИ, 46% – на интернет.
Те, кто смотрит в основном телевидение, считают, что фейков больше в интернете, и наоборот, говорит генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров. Поэтому это исследование в большей степени отражает «пристрастия и страхи» пользователей соцсетей, без учета мнения сторонников телевидения.