Аналитики выяснили, зачем уральцы подрабатывают.
Основными причинами подработки являются желание занять свободное время и нехватка средств для крупных покупок. Доля подрабатывающих людей ради ежедневных нужд выше в маленьких городах. Жители Москвы и молодежь чаще копят на будущее без конкретной цели. Эти выводы были сделаны благодаря совместному исследованию Авито Работы и сервиса временных исполнителей GigAnt.
Цель подработки
Для 23% россиян желание занять себя делом в свободное время является основной причиной поиска подработки. В Уральском федеральном округе 24% опрошенных видя основную причину подработки в этом. Эта цель характерна больше всего для жителей городов с населением от 500 тысяч до миллиона человек. Среди городов-миллионников эта причина популярна в Уфе (36%) и Нижнем Новгороде (30%). В Москве и Санкт-Петербурге таких опрошенных меньше – 25% и 23%, соответственно. Среди респондентов, выбравших эту цель, больше всего людей пенсионного возраста – 26%.
22% опрошенных мотивируют находить подработку крупные траты, такие как техника и путешествие. В УФО такая мотивация есть у 23% людей. По всей России выявлена закономерность: чем старше люди, тем чаще они подрабатывают для совершения крупных покупок. Чаще всего это делают в городах с населением от 100 тысяч до 500 тысяч. Среди крупнейших городов страны чаще всего ищут подработку для совершения крупных покупок в Самаре (31%) и в Омске (35%).
Нехватка основного дохода для ежедневных нужд (продукты питания, недорогие услуги – 16% по России) является одной из основных причин для поиска подработки. В УФО это мотивирует 17% опрошенных. Эта причина характерная для жителей маленьких городов (18%) с численностью менее 100 тысяч человек. Среди городов-миллионников самый большой процент тех, кто испытывает нехватку основного дохода на ежедневные нужды, в Красноярске (18%) и Волгограде (18%). В Москве эта причина является важной для 15% респондентов, а в Санкт-Петербурге – для 13%.
Еще одной из целей для поиска подработки является желание облегчить кредитное бремя. 15% опрошенных вынуждены искать подработку из-за выплат по кредитам или ипотеке. Такая цель чаще встречается у женщин (16%), чем у мужчин (13%). В УФО таких опрошенных 16%. Наиболее активно ищут подработку с целью выплаты кредитов в Челябинске (20%), Новосибирске (18%) и Екатеринбурге (18%).
Без конкретной цели на будущее, обращаясь к подработке, копят 13% респондентов по стране и 10% в УФО. Такая цель характерна для москвичей (19%) и жителей крупнейших городов-миллионников: Ростов-на-Дону и Нижний Новгород. При этом, в малых городах процент подобных опрошенных снижается. Молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет копят без конкретной цели чаще (22%), чем люди старшего все возраста (55+ лет) – 22%.
Сезонность подработок россиян
Чаще всего (74% опрошенных) люди подрабатывают в любое время года, 17% — только летом, процент таковых выше среди мужчин (20%) и молодежи (38%). Это может объясняться популярностью подработок в строительстве, где требуется физическая сила, — такие работы чаще всего совершаются летом, что еще и совпадает с каникулами студентов. В УФО 76% опрошенных подрабатывают в любое время года, а летом – 16%.
В некоторых южных городах, таких как Волгоград (8% против средних по России 2%) или Воронеж (6%), выше среднего процент подрабатывающих весной. Это связано с тем, что весной там начинается наем сезонных рабочих во время посевной компании в сфере сельского хозяйства. Доля тех, кто подрабатывает зимой, выше средней доли среди сибиряков (6% в Перми, по 5% в Новосибирске и Омске.) Это объясняется популярностью зимних видов спорта и возможностью подрабатывать на спортивных объектах.
“У людей могут быть разные мотивы и предпосылки к поиску подработки, от нехватки средств до желания занять себя в свободное время, однако все они сталкиваются с похожими барьерами. Наиболее распространенные проблемы – находить подработку с удобным графиком на несколько часов в день, находить её быстро и предсказуемо, иметь гарантии выплат и возможность заранее планировать свой график. Различные платформы, которые организуют возможности подработки, сейчас больше нацелены на заказчиков и практически не отвечают потребностям людей. Наша задача — кардинально изменить ситуацию и дать исполнителям необходимое решение”, — сообщает Анна Ошарова, руководитель проекта Авито Подработка.
За последние шесть месяцев подрабатывало более половины опрошенных россиян (58%), в УФО – 57%. При этом, чаще всего подработкой занимались мужчины, молодежь (18-24 года) и жители небольших городов с численностью менее 100 тысяч человек.
“Подработка – уже не просто очередной тренд на рынке труда, она стала неотъемлемой частью жизни десятков миллионов россиян. Интерес к ней растет в первую очередь по экономическим причинам – денег системно не хватает, причем если в миллионниках их не хватает на улучшение условий жизни, то в маленьких городах – на жизнь в целом. Есть и другой запрос – мы видим, что, к примеру, пенсионеры выходят на подработку, чтобы вовлечься в общение и занять свободное время, а это также важный фактор качества жизни. Диджитализация позволяет вовлекать все больше россиян в различные форматы платформенной занятости – от фриланса на удаленке до перевозок или подработки в ближайшем магазине, их развитие стратегически важно для повышения качества жизни населения в целом”, — отмечает Денис Решанов, основатель и управляющий директор GigAnt, председатель кластера Gig-economy РАЭК.
Ранее Авито и сервис part-time исполнителей GigAnt проводили совместное исследование, в ходе которого выяснилось, что 26% респондентов пришлось из-за пандемии находить подработку. 39% опрошенных заявили, что подрабатывают в настоящий момент. Популярными сферами для подработки являются маркетинг, реклама и линейные позиции в торговле. Лишь 8% респондентов зарегистрировали себя как самозанятых граждан, а в планы 64% опрошенных вообще не входит подработка.
В исследовании, проводившемся методом онлайн-опроса, приняло участие 10 000 респондентов старше 18 лет.