Тема «срока жизни» печатных СМИ была в центре внимания на встрече с главным редактором газеты «Московский комсомолец» Павлом Гусевым. Мастер-класс прошел на 22-м фестивале СМИ Челябинской области.
— Какова аудитория газеты «Московский комсомолец» и сколько еще проживут печатные СМИ, на ваш взгляд?
— Аудитория пожилая, в основном, от 50 и выше. Печатные СМИ проживут столько, сколько проживут эти люди. Считаю, что ближайшие десять лет печатные СМИ будут существовать. Что будет дальше?.. Очень интересная тенденция…
Я год назад был в США, ездил туда с журналистами встречаться. Тиражи «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон пост» стали падать, но потом стабилизировались, притом что технологии у них помощнее наших. Почему? Люди устают от фейков, от огромного количества лживой информации, особенно те, кто начинает работать в бизнесе, соображать, хочет следить за событиями, получать более точную, правдивую информацию.
И они снова пришли к СМИ, они увидели, что там есть аналитика, есть слово, которое соответствует реальной действительности.
Я встречался с молодыми представителями бизнеса, они говорят: «У нас стало «модно» приходить на работу с газетой под мышкой, и в перерыве или за чашкой кофе не в компьютере тыкать, а открывать и читать газету». Это говорят ребята, которым 25-30 лет, то есть те, которые с головой сидят в интернете. Все может быть изменено, если государство осознает, что не одним интернетом человек жив.
— Есть надежда, что отношение государства изменится?
— Я не могу сказать по всем регионам, но очень многие чиновники махнули рукой, это чувствуется. Тем не менее, я верю, что в нынешней ситуации, когда из-за социальных сетей и многого другого государство теряет своего обывателя, который придет голосовать, или не пойдет, какую-то часть своего мышления должно отдать на сохранение традиционным СМИ. Я верю, что при поддержке и заинтересованности государства все может получиться. Пять лет назад во Франции была принята программа сохранения печатных СМИ. Государство выделило около семи млрд евро на практически бесплатную подписку на почте, полностью взяло на себя доставку, доплатили киосковой сети, в итоге сохранили нормальную, номинальную стоимость на печатную продукцию. И как результат – печатная пресса не погибла. Это была целая программа поддержки печатных СМИ.
Я абсолютно уверен, что традиционные СМИ останутся. Мы не победим интернет как явление. Вот смотрите: еще пять лет назад большинства функций смартфонов, которые есть сейчас, не было, и каждый год появляются новые. Боюсь, что через пять лет мы сами превратимся в эти телефоны, будем друг на друга нажимать, и из нас будет выскакивать информация. Мы не знаем и не понимаем, куда технология приведет и что она может сделать. Совершенно точно известно, что на смену интернету идет абсолютно новая технология. И уже интернет-СМИ будут говорить: а что нам делать? А мы, газетчики, будем говорить: делайте газеты!
Фото Олег Каргополов