Этих женщин не сразу заметишь в толпе. Нагруженные пакетами и сумками, в дождь, зной и пургу, они с завидным постоянством посещают своих подопечных, приносят им продукты и лекарства, оформляют субсидии и льготы, помогают по хозяйству, с бесконечным терпением выслушивают их жалобы и нехитрые новости.
И все это — с неизменным оптимизмом, добротой и бодростью духа, потому что невозможно поднять тонус больному одинокому старику или инвалиду, если ты сам уныл, скучен и невесел.
В честь прошедшего вчера профессионального праздника соцработников мы могли бы в очередной раз просто перечислить услуги, оказываемые миасцам на дому, но, вопреки традиции, решили посвятить свой рассказ личности конкретного соцработника — сотрудницы отделения надомного обслуживания комплексного центра социального обслуживания населения Фариде Агаповой. Ее работа, как и работа коллег, не видна, но тяжела безмерно — и не только физически, но, в первую очередь, морально.
Как им удается держать «нос по ветру», сохранять спокойствие в любой критической ситуации и, несмотря ни на что, любить свою работу?..
Есть такой закон
Этот вопрос мы и задали Фариде Агаповой. И оказалось, что истоки ее терпения, доброжелательности и трудолюбия кроются в родной семье:
— У мусульман принято так: если старший сказал — послушай, пойди и сделай. Уважение к старикам — непреложный закон. У нас не принято скандалить, спорить, доказывать свое. Может, поэтому мне легко ладить со своими подопечными: я уважаю их и не обращаю внимания на капризы. Мой дед не имел образования, но был интеллигентом по своей сути. Таким же вырос мой отец, всю жизнь проработавший на золотых приисках. Простой рабочий, он был очень мудрым и добрым. Зимними вечерами мы, четверо подростков, раскрыв рты, слушали, как он вслух читал нам книги, а мама сидела рядом и вязала… С шести лет нас учили топить печь, готовить еду, доить корову; летом мы собирали, сушили и сдавали в аптеку лекарственные травы, а братья косили — и таким образом зарабатывали деньги. Родители были отзывчивы на чужую беду, помогали соседям и словом, и делом. Не уставали повторять нам: «Учиться надо всю жизнь». И мы не подвели их: все четверо получили прекрасное образование, у всех семьи и друг за друга стоим горой!
Они просто люди
Судьба сложилась так, что по семейным обстоятельствам Фариде пришлось оставить работу инженера-нормировщика на автозаводе и посвятить себя заботе о подрастающем сыне. Со временем потребность в постоянной опеке отпала, и, по совету сестры в 2003 году она устроилась в комплексный центр социального обслуживания населения.
— В те годы нагрузка была поменьше, — говорит Фарида. — Не было таких проблем с оформлением бесплатных лекарств, с талонами к врачам, с посещением других организаций — все это теперь отнимает очень много времени, в то время как раньше достаточно было предъявить удостоверение и пройти без очереди. Что касается наших подопечных… Они просто люди, но люди с инвалидностью или оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, и им необходимы наша помощь и внимание. Да, бывают конфликты, в том числе с родственниками стариков, но мы знаем, как из них выходить — на работе с нами занимается психолог.
Не заботиться — грех
У Фариды 14 подопечных. Каждый — со своим непростым характером, претензиями и капризами. Но Фарида никогда не обижается на них.
— Как-то при мне подопечная звонила своим родным, что-то просила, а ей ответили: «У тебя есть соцработник — вот пусть она и делает». Я не осуждаю родственников — они порой так заняты, что света белого не видят. Хотя в наших традициях, например, не заботиться о старших — это смертный грех. И я всеми силами пытаюсь облегчить их жизнь — советую, допустим, какие несложные бытовые приборы можно приобрести, чтобы всегда под рукой был кипяток для чая. Самое же главное, чего ждут старики, — общение. Никто, кроме нас, с ними не разговаривает. А им важно, чтобы их слушали и слышали. Так что, имея в запасе 30-40 минут (столько отведено на одно посещение), я, бывает, подкидываю тему для разговора, а потом только слушаю, иногда вставляя в монолог свое словечко. Скрасить их одиночество – вот наша основная обязанность. Бывают иногда анекдотичные ситуации. Прихожу, а подопечная мне объявляет: «У Ленина ребенок родился, слышала?..» – «Так ведь Ленин умер давно!» — «Как умер?.. А по ТВ сказали, что у него сын…» – «Ну что ж, тогда порадуемся за него!».
Когда тебя понимают
В списке дополнительных (это помимо основных, куда входят покупка лекарств, продуктов, промтоваров, оплата жилья, выписка лекарств и т.д.) услуг, которые оказывает соцработник, много пунктов: помыть пол, окна и посуду, пропылесосить ковры, постирать белье, постричь подопечного, помочь ему принять душ… А если кто-то из коллег ушел в отпуск или заболел, то нагрузка на каждого еще больше увеличивается.
Особенно тяжело пришлось соцработникам с введением самоизоляции: в КЦСОН заработала горячая линия, куда любой маломобильный миасец мог позвонить и попросить помощи. С апреля по май выполнение этих заказов, а также доставка благотворительных продуктовых наборов, стали обязательными для соцработников.
Канун Дня Победы по традиции еще добавил работы — развозили и вручали памятные медали труженикам тыла. Удивительно, как на все хватало сил у хрупких женщин, каждая из которых имеет семью и детей?..
— У нас работают только те, у кого душа настроена на помощь людям, — объясняет Фарида. — Поэтому коллектив у нас — на зависть дружный, сплоченный, крепкий. Если кто-то в чем-то силен, то обязательно поможет другому – в оформлении документов, например. Когда приходят жалобы, мы все вместе их разбираем, делаем выводы, чтобы подобная ситуация больше не повторилась. И очень понимающее у нас начальство — завотделением надомного обслуживания Наталья Алексеевна Кривощекова и директор комплексного центра Светлана Ивановна Клыкова. Это счастье — когда тебя понимают…
Что держит в тонусе?
Семейные корни, национальные традиции, поддержка коллектива и начальства — это, конечно же, объясняет волевой характер Фариды.
Но что держит ее в тонусе? Вот вопрос!..
— Садовый участок меня держит, — смеется Фарида. — Восемь соток обрабатываю одна. Приезжайте посмотреть — удивитесь! Море цветов, причем таких, каких ни у кого нет: фитолакка американская (лаконос), василисник трех видов — белый, желтый и фиолетовый, подофил, японская малина, золотистая маклея, анемон нипонский, актинидия китайская, французская калина (бульденеж), спирея пепельная, даурский рододендрон (запах — как у французских духов), гортензия, магония падуболистная, дюшенея индийская, калистегия, виктория с тремя разными вкусами — карамельным, ананасовым и персиковым… И это далеко не все! Ко мне соседи ходят как на экскурсию. Удивляются: «Ты слово, что ли, какое знаешь, что у тебя сорняки не растут?». Слова я не знаю, но хитрый инструмент (полольник) имеется. Кстати, и дома у меня, можно сказать, оранжерея — лимоны и мандарины растут и плодоносят.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
— Фарида, так за что же вы все-таки любите свою работу — такую тяжелую и порой неблагодарную?
— Люблю ее, потому что делаю людям добро, скрашиваю их одиночество, стараюсь, чтобы последние свои дни они прожили по-человечески, в заботе, внимании и ласке.
Директор комплексного центра социального обслуживания населения Светлана КЛЫКОВА:
— Фарида Геннадьевна — очень ответственный и отзывчивый человек, никогда не отказывается выполнять дополнительную работу и общественные поручения. Вот уже третий год она приводит в порядок клумбы перед зданием комплексного центра, формируя определенный дизайн. Фарида любит цветы, много знает об особенностях садовых растений и с удовольствием консультирует коллег по выращиванию овощей и фруктов.