Общая сумма просроченной задолженности, накопленной жителями Челябинской области, — более 850 миллионов рублей. Откуда же взялись эти долги?
В последний месяц осени тысячи миасцев, как и жители всей Челябинской области, были взбудоражены требованиями погасить якобы образовавшуюся задолженность за электроэнергию, которые разослало ОАО «МРСК Урала».
Для возмущений жителей была веская причина — оплачивали ведь в полном объеме. В общем, ситуация оказалась весьма запутанной, но мы попробовали в ней разобраться.
«Двойные квитанции»
За последние полтора года гарантирующий поставщик электроэнергии в Челябинской области сменился трижды. До 1 июля 2018 года эту роль выполняло ПАО «Челябэнергосбыт», потом статус гарантирующего поставщика временно перешел к ОАО «МРСК Урала», а с 1 июля 2019 года определился новый поставщик — ООО «Уралэнергосбыт». В результате в переходный период население получало квитанции с начислениями сразу от двух поставщиков — прежнего и временного.
Из-за такой путаницы многие ошибочно вносили платеж на счета ПАО «Челябэнергосбыт» в то время, когда уже работало «МРСК Урала». В итоге у населения появилась существенная переплата, а ЧЭС осталось должно потребителям Челябинской области около 400 миллионов рублей.
— Многие жители ошибочно произвели оплату в адрес предыдущего гарантирующего поставщика ПАО «Челябэнергосбыт» в большем объеме, чем произведено начисление в квитанциях, — рассказали в пресс-службе ОАО «МРСК Урала». — С учетом требований закона «МРСК Урала» при подхвате функции гарантирующего поставщика обязано производить начисление только с тех контрольных показаний, которые в свое время были переданы от ПАО «Челябэнергосбыт» при окончании расчетов, тем самым сохраняя принцип непрерывности и последовательности начисления платы за потребленную электрическую энергию. Добавим, что передача функций гарантирующего поставщика со стороны «Челябэнергосбыта» проходила в период с 25 по 30 июня. ПАО «Челябэнергосбыт» завершило расчеты с показаниями, зафиксированными до указанных дат в информационно-расчетной базе, тогда как многие потребители произвели оплату с учетом показаний приборов учета на более поздние даты, произведя расчет самостоятельно. Таким образом, у ряда потребителей сформировалась переплата в адрес ПАО «Челябэнергосбыт», которая должна быть возвращена указанной организацией жителям области, которые произвели оплату в большем объеме. К сожалению, прежний гарантирующий поставщик до сих пор так и не вернул своим клиентам эти средства в размере порядка 400 миллионов рублей.
Кстати, «Челябэнергосбыт» остался в должниках не только у жителей, но и за многочисленные нарушения законодательства — перед ОАО «МРСК Урала». Этой компании бывший поставщик задолжал около пяти миллиардов рублей. Отметим, что эти средства, которые МРСК пришлось покрывать за счет кредитных ресурсов, должны были быть направлены на обеспечение надежности электроснабжения Челябинской области.
А откуда долги?
Обидно, конечно, за переплаченные деньги, но если бы дело было только в этом… С конца ноября компания «МРСК Урала» начала рассылать южноуральцам счета на оплату просроченной задолженности за электроэнергию. В списке должников — полмиллиона жителей Челябинской области.
Сегодня жители, не понимая, откуда у них взялись долги, обивают пороги офиса действующего поставщика электроэнергии — «Уралэнергосбыта». Вот и в Миассе толпы людей с квитанциями о задолженности подходят к окошкам в надежде, что их долг окажется ошибочным. Однако ответ получают довольно быстро. «Ошибки никакой нет», — утверждают сотрудники.
— Речь идет о долгах за электроэнергию, накопившуюся у потребителей с
1 июля 2018 года по 30 июня 2019 года. Это период, когда ОАО «МРСК Урала» временно выполняло функции гарантирующего поставщика электроэнергии в Челябинской области, — уточнили в пресс-службе «МРСК Урала». — Общая сумма просроченной задолженности, накопленной гражданами, — более 850 миллионов рублей.
На вопросы совершенно потерянных жителей, как же так получилось, сотрудники молча дают номер телефона горячей линии ОАО «МРСК Урала» (8 800 25 01 220), дозвониться по которому практически невозможно.
— Мы все заплатили, а теперь квитанция с задолженностью пришла, — рассказывает пенсионерка Светлана Еремеева, которая в очередной раз пришла в офис компании, надеясь разобраться с «долгами». — Мне сказали по номеру позвонить, так я раз десять звонила им, но дозвониться невозможно.
И Светлана Еремеева такая не одна. Множество миасцев, все еще надеясь добиться справедливости, изо дня в день приходят в офис «Уралэнергосбыта». Только вот безрезультатно…
С момента рассылки квитанций жителям Челябинской области с итоговым напоминанием о существующей задолженности в адрес временного гарантирующего поставщика энергетики ОАО «МРСК Урала» обработали обращения более 1200 клиентов. Почти во всех случаях задолженность была подтверждена, так как эти суммы, возникшие исключительно во время перехода от одного поставщика к другому, являются реальной задолженностью населения перед ОАО «МРСК Урала».
И снова крайние…
Тем временем ОАО «МРСК Урала» заявляет, что жителям, погасившим задолженность до 31 декабря 2019 года, не будут начислять положенные по закону пени и неустойки. С тех же, кто не оплатит задолженность добровольно, энергетики будут взыскивать долги через суд.
Отметим, что некоторым южноуральцам, которые вовремя написали заявление на перевод средств переплаты на счет нового гарантирующего поставщика, все же удалось этого добиться. Деньги уже переведены путем взаимозачетов. Однако таких потребителей крайне мало.
— Во время смены гарантирующего поставщика неизбежны ситуации, когда потребители внесли оплату прежней организации, а энергия поставлена уже новой. В этом случае законодательство предусматривает, что по заявлению потребителя оплаченные деньги подлежат возврату гражданам или перечислению на счет новой организации, — рассказала Znak.com начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры Челябинской области Оксана Орехова. — Так должно было получиться и в этом случае. Но с самого начала финансовых проблем в рамках исполнительных производств счета ПАО «Челябэнергосбыт» были арестованы, затем в декабре 2018 года в отношении общества была введена процедура банкротства, которая исключает какое-либо движение денег вне конкурсного производства. И единственный вариант в этом случае — участие потребителей в качестве кредиторов в деле о банкротстве. В этом случае жители могли бы не дождаться ни возврата денег, ни перевода в счет оплаты энергии новому поставщику, так как обычно подобные требования попадают в третью очередь.
Подводя итог, отметим, что такие запутанные ситуации, касающиеся коммунальных услуг, в стране происходят нередко, но крайними всегда остаются простые жители. И поневоле возникает вопрос: неужели 400 миллионов, перечисленные южноуральцами «Челябэнергосбыту», так и останутся безвозвратно потерянными и никто за это не ответит?
Фото МР