Повлияет ли новый национальный стандарт на качество детской одежды?
Перед началом учебного года бурное обсуждение общественности вызвал новый стандарт школьной формы, который планируют утвердить в следующем учебном году. Какие нюансы необходимо учесть, чтобы реформа пошла на пользу добросовестным производителям?
В России разрабатывают предварительный национальный стандарт (ПНСТ) на школьную форму. Его, согласно планам федерального Минпромторга, утвердят уже в следующем году. Если апробация пройдет успешно, ПНСТ из экспериментального документа превратится в постоянный, то есть в ГОСТ. При этом регулярные проверки школьной формы показывают: риск купить ребенку вредную вещь сейчас весьма велик.
Пиджак с подвохом.
В рамках недавнего исследования Роскачество изучило пиджаки для школьников начальных классов 28 торговых марок. Подкладочная ткань у 11 образцов не соответствовала нормам воздухопроницаемости и гигроскопичности (способности материала поглощать и отдавать влагу). Школьники в такой одежде быстро утомляются, потеют, у них повышается температура.
По сравнению с прошлым и позапрошлым годами ситуация улучшилась. В 2018-м специалисты исследовали школьные брюки (требованиям безопасности не отвечали 60 процентов изделий), в 2017-м — сарафаны (44 процента опасных товаров). Однако и в 2019-м небезопасными для детей оказались 39 процентов пиджаков.
— Свойства ткани пропускать воздух зависят от ее структуры: чем она плотнее, тем меньше воздуха будет поступать к телу ребенка, — поясняет президент —
председатель правления Национального союза производителей школьной и форменной одежды «Союзформа» Александра Алдушина. — Что касается гигроскопичности, то данный показатель зависит исключительно от сырьевого состава тканей.
Пошив начистоту.
Многие фабрики, выпускающие школьную форму, и сейчас работают по ГОСТам — «Одежда верхняя пальтово-костюмного ассортимента», «Одежда верхняя платьево-блузочного ассортимента» и так далее. Но родителей, которые покупают в сетевых или интернет-магазинах самые дешевые изделия, вряд ли интересует, соответствует ли продукция нацстандартам. Поэтому производители качественной одежды сомневаются, что их недобросовестные конкуренты будут соблюдать новый национальный стандарт на школьную форму. Ведь и ПНСТ, и даже ГОСТ — добровольные для исполнения документы.
— Мы, конечно, пройдем сертификацию, подтвердим, что работаем в соответствии с новым ГОСТом, — отмечает Анатолий Симанов, директор сосновоборской трикотажной фабрики. — Но что дальше? Мы все равно не сможем напрямую сотрудничать со школами, выбор останется за родителями и родительскими комитетами. И нам так же сложно будет конкурировать с компаниями, которые на бумаге, по ОКВЭДу, являются производителями одежды. Но на деле у них в чулане стоит одна швейная машина, а школьная форма импортируется — и не всегда с соблюдением необходимых процедур и уплатой пошлин.
Дело в том, что школы не имеют юридического права размещать заказы на пошив одежды и расплачиваться с производителями. Встречаться с родителями и детьми на территории образовательных учреждений фабрики тоже не могут — правоохранители могут усмотреть здесь признаки нарушения антикоррупционного и антимонопольного законодательств.
Упор на качество.
Еще одна причина, по которой нацстандарту будет сложно повлиять на качество одежды, связана с качеством отечественных тканей. К примеру, некоторые ткани, у которых хорошая воздухопроницаемость и скатываемость, сильно мнутся, и потребителей это не устраивает. Фабрики «выплывают» только на качестве пошива, но если поставщик не решает эту проблему, размещать заказы на текстиль им приходится за рубежом.
В 2016-2017 годах в нашей стране ввели субсидии для российских производителей камвольных и поливискозных тканей. В 2019-м на эти цели, согласно навигатору мер поддержки федерального Минпромторга, бюджет выделит полмиллиарда рублей. Субсидии можно потратить на пополнение оборотных средств, решение кадровых и операционных проблем, создание и модернизацию производств.
Что касается подробностей будущего стандарта, в Минпромторге их пока не раскрывают. Но судя по имеющимся заявлениям, с фасоном он связан не будет. Хотя приведение к единому знаменателю внешнего вида формы, как отмечают представители фабрик, помогло бы им решить множество проблем. Формат крупного швейного производства не позволяет выпускать одежду только для одного класса или одной школы, закупать разные ткани в небольшом количестве.
По материалам «Российской газеты»