23 августа 1799 года вышло распоряжение петербургского обер-полицмейстера о том, «чтобы никто не имел бакенбард».
Запрещение последовало после того, как прибывший из армии курьер поведал, что их носят французские офицеры: «Император, услышав об этом, приказал, чтобы немедленно сбрили бакенбарды; час спустя приказание было исполнено».
Вообще император Павел без стеснения вторгался в повседневную жизнь подданных, безжалостно пытаясь искоренить любые казавшиеся ему опасными или неуместными проявления «вольности». Всем жителям столицы полагалось в одно время обедать, отходить ко сну и т. п. Запрещался ввоз книг из-за границы, прекращались заграничные поездки на учёбу, вводилась строгая цензура.
Столичный обер-полицмейстер в 1799 году распоряжался:
«Февраля 18-го. Запрещается танцовать вальс.
Апреля 2-го. Запрещается иметь тупей, на лоб опущеной.
Октября 26-го. Дабы младшие пред старшими где бы то не было снимали шляпы.
Майя 6-го. Запрещается дамам носить через плечо разноцветные ленты на подобие кавалерских.
Июня 17-го. Запрещается всем носить низкие большие пукли.
Июля 28-го. Чтоб малолетные дети на улицу из домов выпущаемы не были без присмотру.
Августа 12-го. Чтоб те, кто желает иметь на окошках горшки с цветами, держали бы оные по внутренную сторону окон, но если по наружную, то не иначе, чтоб были решетки, и запрещается носить жабо. Чтоб никто не имел бакенбард.
Сентября 4-го. Чтоб никто не носил ни немецких кафтанов, ни сертуков с разноцветными воротниками и обшлагами; но чтоб они были одного цвета.
Сентября 28-го. Подтверждается, чтоб кучера и форейторы ехавши не кричали.
Октября … Чтоб мастеровые и ремесленники, приемля от кого бы то ни было из обывателей работы, оканчивали оныя непременно в назначенное ими время…
Ноября 28-го. Воспрещается ношение синих женских сертуков с кроеными воротниками и белою юпкою.
Эта регламентация происходила не только в столице. По всей стране летели из Петербурга предписания насчет туалетов и поведения провинциальных обывателей, «чтоб кроме треугольных шляп и обыкновенных круглых шапок никаких других никто не носил и потому смотреть наиприлежнейше за исполнением сего, и если кто в противном сему явится, тех тотчас брать под стражу».