В апреле этого года министерство финансов США ввело очередные санкции против российских компаний. В новый санкционный лист среди предприятий из других отраслей попала «Группа ГАЗ», в которую входит автозавод «Урал». По мнению экспертов, санкции могут ударить по тысячам рабочих, которые трудятся в Миассе.
Казалось бы, причем тут глобальная политика и экономика и автомобильный завод «УРАЛ», расположенный в российской глубинке? Уральские автомобили в США не поставляются, да и уральские машиностроители из Штатов ничего не импортируют. Но связь все же есть.
Во-первых, для развития бизнеса нужны инвестиции. В связи с санкциями банки, находящиеся под давлением «большого брата», могут отказаться давать кредиты заводу. Во-вторых, не секрет, что несмотря на все усилия по импортозамещению, часть комплектующих, которые необходимы для производства автомобилей, отечественный автопром закупает у зарубежных производителей. Ну не научились еще российские поставщики делать абсолютно все компоненты на том же уровне, что и зарубежные аналоги. Поэтому, чтобы качество не пострадало, на российские грузовики ставится определенная доля импортных компонентов.
На самом деле в полном импортозамещении, до единого болта, никогда и не было необходимости: это нормальная практика, когда одна страна закупает у другой необходимые товары. Во всем мире автопром — это глобальная отрасль, в которой компоненты делают по всему миру и потом из них собираются машины в разных странах на сборочных конвейерах. Если даже российскому автопрому и придется переходить на полное внутреннее производство, на это понадобятся годы, огромные финансовые вложения и усилия государства.
В-третьих, произведенный продукт необходимо доставить клиенту и продать. И здесь завод «УРАЛ» также может столкнуться с определенными трудностями. Уральские вездеходы продаются в 40 странах мира и продолжают расширять свое присутствие на зарубежных рынках. А большой американский «брат» пытается оказывать давление и на другие страны, чтобы они отказались от торговых отношений с предприятиями, попавшими под санкции.
Почему в санкционный список попали именно предприятия «Группы ГАЗ»? Многие эксперты говорят о том, что санкционный удар был направлен именно в адрес наиболее конкурентоспособных компаний из ключевых отраслей экономики страны.
Например, руководитель «Опоры России» Александр Калинин отмечает: «ГАЗ» сейчас активно выходит на внешние рынки, и внесение под санкции означает попытку выдавить эту российскую компанию с международных рынков». «Урал» сегодня — это успешное предприятие, которое выпускает востребованную по всей стране и во многих странах продукцию, ведет новые разработки: в этом году планируется вывод на рынок нового семейства дорожных «Уралов», создаются новые экспортные модификации.
Сегодня, пока санкции не вступили в силу, предприятие работает в обычном режиме — конвейеры загружены, есть заказы и стабильная работа для тысяч жителей города. Но трудно даже представить, чем может обернуться для заводчан, для города и области остановка производства завода «Урал». По сути Миасс сегодня — дотационный моногород, для которого автозавод является системообразующим предприятием. Население Миасса составляет около 152 тысяч человек, из них почти 55 тысяч — пенсионеры, 33 тысячи — дети. Итого трудоспособного активного населения — 64 тысячи человек. В периметре автозавода трудятся порядка 8 тысяч человек (включая предприятия, оказывающие заводу услуги на условиях аутсорсинга). Кроме того, в городе действуют около 15 малых предприятий, производящих спецтехнику на шасси «Уралов». Таким образом, очень просто подсчитать, что с заводом «Урал» связан каждый седьмой, а то и шестой работающий миасец. А сколько производителей материалов и комплектующих по всей стране, даже не беремся подсчитывать…
Если учесть, что автозаводцы ходят по магазинам за продуктами, оплачивают коммунальные услуги, заказывают мебель, заправляют автомобили топливом, берут кредиты на жилье и другие надобности, получают прочие услуги, то становится не по себе от мысли, что завод может свернуть производство и выпустить на рынок труда, который не изобилует вакансиями, сотни людей. Этого просто нельзя допустить!
Хотя американское правительство не раз заявляло, что санкции не направлены против российского народа, в реальности получается с точностью наоборот. На самом деле это решение бьет по тысячам людей. Действие санкций США с 5 июня отложено до 23 октября текущего года, а что будет дальше? Этот вопрос волнует сегодня всех. Работники АЗ «Урал» умеют и хотят трудиться, получать достойную заплату, растить детей, строить планы на будущее. А для этого надо вместе выстроить защиту от экономической агрессии. Рабочие, общественники, лидеры профсоюзных организаций — все те, кто хочет с уверенностью смотреть в завтрашний день, должны сплотиться и высказать свою позицию. Противостоять грубому «отжиму» бизнеса c рынка и добиваться полной отмены санкций можно только сообща, потому что по сути каждый из нас — в санкционном списке.
Лебедев Кирилл