5 июня 1897 года в Петербурге прошла вторая в истории России партия «живых шахмат».
«В первый раз в России! В субботу, в 8 часов вечера на велодроме СПб общества велосипедистов-любителей с благотворительной целью будет устроено аллегорическое представление — шахматная партия с живыми фигурами под руководством известных шахматистов М.И. Чигорина и Э.С. Шифферса. Шахматные фигуры соответственно заменяются группами и отрядами пеших и конных войск, участвуют до 300 человек», — писали газеты того времени. Билеты на действо продавались очень дорого — от 75 копеек до 25 рублей.
«Шахматный турнир в лицах потерпел фиаско. Имен Чигорина и Шифферса было недостаточно, чтобы спасти удачную затею от неудачного исполнения, и публика точно предвидела, что, в конце концов, все превратится в балаган.
Вот мелькнула в пространстве знаменитая фигура Чигорина. Он занял место на одной эстраде, Шифферс — на другой. У каждого в распоряжении солдат-горнист. Заиграла музыка, и на круге выступили, как говорилось в афише, «обе враждебные партии с живыми людьми, причем в составе короля выходил сам король на лошади, 1 герольд, 2 конюха, 2 пажа и 2 воина».
Лошади, покрытые попонами ярких цветов, с трудом тащили громоздкие фуры, изображающие ладьи, впереди процессии важно восседал на коне размалеванный «король», за ним следовала «королева», в состав которой входили «два конюха» и «два пажа». Бедная, она заметно конфузилась, находясь перед перекрестным огнем обращенных на нее взоров, конфузилась от того, что самое шествие было слишком балаганным, а публика представляла собою, что называется, «сливки общества» — много гвардейских офицеров, элегантных дам, изящных цилиндров.
Ходы делались по сигналу горниста, и когда наступила очередь двигаться с места «турам», то произошло нечто курьезное: несколько солдат неистово тузили лошадей, которые или упрямились, или просто не могли сдвинуть с места неуклюжий рыдван. Наконец, кое-как «ладья» доплыла по назначению, но едва начались выстрелы, как у одной из пушек отвалилось жерло… «Ход коня» оказался не лучше: всадники никак не могли удержать лошадей на месте, так что пришлось им пускать в дело свои бутафорские шпаги. Зрелище с каждой минутой теряло свой интерес.
Через неделю действо было повторено, но зрителей не было….