Много ли мы знаем о наших бабушках? Или, подобно ребенку из глупой телерекламы, раздраженно констатируем после визита к старейшему члену семьи: «Очередной скучный день с бабушкой и ее больными коленями…»?Думаю, что редко кто из нас, внуков, знает о своей бабуле нечто особенное (не потому, что этого «особенного» нет, а потому, что все мы, как сказал поэт, «ленивы и нелюбопытны»).
А вот мастер глиняной игрушки Полина Огаркова с полным правом может гордиться бабушкой Еленой Евгеньевной Бойковой (по мужу Огарковой), которая в далекие 30е годы была заправским… авиастроителем. И если ктото усомнится в этом факте, внучка тут же выложит на стол бабушкин самодельный альбом с кучей вклеенных туда фотографий и газетных вырезок, подтверждающих: «Авиастроитель! Точно!»
Жизнь как зеркало эпохи
Русоволосая, круглолицая девчонка в белой панаме и с пионерским галстуком на шее: то клеит модель, то держит ее, уже готовую, в руках, то с волнением следит за полетом. А вот она — уже повзрослевшая, в комбинезоне инструктора — дает уроки авиамоделизма мальчишкам-новичкам… Что, где, как, почему?..
— Тут такая история, — рассказывает Полина. — Бабушка Лена родом из Уфы. Ее будущий муж — уроженец Тургояка — был водителем, в одной из поездок познакомился с бабушкой, остался было в Уфе жить, но со временем перевез молодую супругу на свою родину — здесь жизнь была не столь голодной и более спокойной. О юношеском увлечении бабушки я узнала от отца, когда ее уже не было в живых. Поэтому особыми подробностями похвастаться не могу. Расскажу то, что знаю…
— В 30е годы уфимцы Лена и Володя Бойковы стали заниматься авиамоделизмом. Видимо, получалось у них неплохо, так как в 1935 году Лену наградили поездкой в Артек и вручили памятный значок «Юный авиастроитель». Когда брат и сестра подросли, то стали инструкторами по авиамодельному, а позже и по парашютному спорту. Сама бабушка на планере не летала и с парашютом не прыгала. К сожалению, любовь к полетам не стала ее профессией: в войну она работала в Москве на какомто секретном предприятии, а по приезде в Миассе устроилась намотчицей на НПОЭ. Говорили, что те детали, которые делала на НПОЭ бабушка, летали в космос!.. Зато ее брат, дядя Володя, реализовал мечту о небе: был в войну летчикомстрелком, а после — радистом в транспортной гражданской авиации…
Десяток страниц из серого картона, связанных шнурком, и в них — небольшой отрезок юной жизни, в котором, как в зеркале, отразилась советская эпоха. Вернее, тот ее период, когда в молодой Стране Советов начинал бурно развиваться авиамодельный спорт.
От модели—к планеру
В 2030е годы прошлого века Советское государство укрепляло свою индустриальную мощь. Гениальные конструкторы и ученые работали над созданием новой техники и оружия, советские летчики штурмовали Северный полюс, совершали сверхдальние перелеты. К делу обороны привлекались широкие массы, по всей стране появлялись общества содействия обороне. Много внимания уделялось привлечению к технике детей и молодежи.
В 1927 году возник Осоавиахим — единое общество содействия обороне, авиации и химической обороне и промышленности. В 1933м на IV Всесоюзных соревнованиях авиамоделистов и слете авиастроителей маршал К. Е. Ворошилов провозгласил лозунг: «От модели — к планеру, с планера — на самолет!» К 1936 году в стране действовали уже более 700 станций юных техников, где были авиамодельные кружки.
Море, солнце, модели, Артек…Чем не счастье для моделистов ?
«ЮАС X лет»
Развивался авиамоделизм и в Уфе. В 1930 году была создана авиамодельная лаборатория при детской технической станции (руководитель К. Игнатьев). Юные уфимцы, участвуя в 1931 году во II Всесоюзном слете авиамоделистов в Москве, заняли там первое место, а кружку при пионерской коммуне Уфы за работу по авиамоделизму в пионерских организациях была вручена премия ЦК ВЛКСМ и газеты «Пионерская правда».
Возможно, в одном из подобных объединений (либо в авиамодельной лаборатории, либо в кружке) и занимались Лена и Володя Бойковы, да не просто так занимались, а активно участвовали в соревнованиях, занимали призовые места.
…Беру из рук Полины фалеристическую редкость — бабушкин значок: круглый, металлический, на белом фоне — темносиний планер с красной звездой на крыле, внизу надпись «ЮАС X лет», по окружности в нижней части значка еще одна надпись: «1923 — Осоавиахим1933».
Чтобы прояснить, опять же, что к чему, осторожно открываю удостоверение (коричневые корочки с едва различимыми буквами «Юный авиастроитель»). На фото слева — задорное девчоночье лицо, а справа, под записью, сообщающей: «Удостоверение дано тов. Бойковой Е.Е., в том, что она награждена значком «Юных авиастроителей», — подпись самого Семена Буденного, выполняющего обязанности председателя центральной наградной комиссии ЦС Осоавиахим СССР.
За рекорд!
Перелистываю страничку, читаю: «Значок «Юных авиастроителей» за № 78 выдан на основании постановления Комитета содействия авиамоделизму при президиуме ЦС Осоавиахима СССР за установление всесоюзного рекорда полета фюзеляжной модели самолета для девочек (180 метров — 36 секунд).
Так вот, оказывается, за что юная Лена Бойкова была награждена памятным значком — за рекорд!
Кстати, этот значок был выпущен «в ознаменование 10летия работы в области советского авиамоделизма» и вручался участникам и делегатам IV Всесоюзного слета юных авиамоделистов (1933 год). Следует ли из этого, что Лена Бойкова была на этом слете?.. На этот вопрос ответа нет. Но вот то, что она была премирована поездкой в Артек, — совершенно точно. Свидетельство тому — ее многочисленные фото, на которых легко разглядеть корявые буковки и циферки: «18/VIII 1935 Артек».
Что еще сказать? Авиамодельный спорт дал толчок развитию планеризма и авиации в Башкирии. Из актива авиамоделистов в 1933 году был создан первый в республике кружок планеристов при открывшемся в том же году Уфимском аэроклубе. Может быть, там были брат и сестра Бойковы?..
К главному фото: за успехи в авиамоделизме в 1935 году Лену Бойкову наградили поездкой в Артек.