Сегодня, 31 января, — Афанасий и Кирилл, Афанасий-ломонос.
«Идет Афанасий-ломонос, береги, мужик, свой нос!» — говорили крестьяне, потому что именно с этими днями связано ожидание серьезных афанасьевских морозов, которые бывали иногда лютыми: крестьяне, которые ездили с обозами в крупные города, часто обмораживали лица, руки, ноги.
Гораздо страшнее эти морозы были для ведьм. По преданию, в эту пору ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего веселья. Знахари (они являлись в дом ночью, чтобы никто не знал об их появлении) заговаривали печные трубы в каждом доме: забивали клинья под князек (гребень двускатной крыши), сыпали золу из семи печей по загнетке. Ведьма, желая причинить кому-нибудь вред, влетала в жилище через трубу, но если труба заговорена, то дом мог не бояться нечистой силы.
Ведьмы собирались на шабаши всегда южнее, по направлению к Лысой горе, а возвращались с запада. Поэтому знахари повторяли обряды у западной ограды села. Подлетая к «защищенной» изгороди, с досады или убивала себя, или отлетала в другое место.
Крестьяне и сами гоняли ведьм: брали кнуты, оглобли и ходили по деревне, обходя каждую избу по часовой стрелке, колотили по стенам хлевов кнутами, колотили оглоблями по дверям амбаров.
Анализировали природные явления и пытались предсказать погоду. Ставили на стол самовар и слушали: если он сильно гудел, значит, ударят морозы в самое ближайшее время. Кстати, стужу воспринимали без негатива: считалось, что промерзшая зимой земля летом даст больше урожая.
Фото: wordpress.com