Сегодня, 27 декабря, — Филимон.
Про Филимонов день на Руси говорили: «На Филимона печь топи да стужу из избы гони». Считалось, что чем жарче будет натоплена печь в этот день, тем теплее будет в доме во время крещенских морозов, которые придут на землю.
Одним из обычаев была протопка печи осиновыми дровами, чтобы отпугнуть от дома нечистую силу. С другой стороны это имело чисто практическое значение — осиновый огонь «съедал» сажу в печи, что улучшало вкус выпекаемого в ней хлеба.
Так как пришли самые темные дни в году, то верили, что в это время на свет Божий выходят кикиморы, жмутся к окнам, скребутся в двери.
Чтобы отпугнуть нечистую силу, полагалось поддерживать в доме чистоту и порядок (такие дома нечисть обходила стороной) и почаще умываться: нечисть больше всего боится воды, недаром черта иногда называли неумытым.
Считалось, что если сесть на лошадь неумытым, она непременно или понесет, или сильно натрет себе спину упряжью. Никакое дело, начатое без того чтобы брызнуть на себя несколько капель воды, не могло счастливо кончиться
«Положить лишнюю ложку к обеду — неумытого (читай: черта) кормить», «Качать ногой за обедом — неумытому (то есть черту) люльку качать», — говорили в народе.
Филимонов день позволял предсказать погоду на февраль, а еще по нему можно было судить о будущем лете: студеный день — к жаркому лету, ветреный и снежный — к лету урожайному.
Как бы то ни было, дни постепенно становились длиннее и светлее. В этот день говорили: «Зима от ночи урвала, ко дню притачала».