По оценке ВЦИОМ, наши соотечественники заметили положительные изменения в системе оценки знаний с помощью ЕГЭ, в то же время убежденность граждан в недостатках экзамена оказалась устойчивой.
Спустя 7 лет после повсеместного введения в нашей стране единого госэкзамена (ЕГЭ) о нем знают 75% россиян. Из них 35% сообщили, что они сами, их дети или родственники сталкивались со сдачей ЕГЭ. Еще 40% никак не участвовали в этом, но слышали об экзамене из новостей. С 2013 года именно эта доля снизилась на 11%. В то время как доля тех, кто ничего не знает о ЕГЭ увеличилась на 9% (с 14% в 2012 до 23% в 2016 гг.).
За последние 5 лет существенно снизилось число тех, кто считает мошенничество распространенной практикой во время ЕГЭ. Если в 2011 году так думали 49% россиян, то сегодня только четверть (25%). Более половины респондентов (52%) убеждены, что такие случаи — единичные. Причем среди тех, кто сталкивался со сдачей экзамена, эта доля еще выше — 62%. Также сегодня думают и люди в возрасте от 25 до 34 лет и те, у кого есть высшее образование (по 59%).
Никогда не встречались с подтасовкой или мошенничеством при проведении единого госэкзамена 89% россиян. 5% сообщили, что они сами или члены их семьи лично сталкивались с такими случаями. Их число незначительно снизилось за последние три года (с 7% в 2013 г.).
О скандалах, связанных с организацией единого экзамена в этом году, слышали 17% россиян, а 83% сообщили, что не знают о таких. Среди тех, кто слышал о нарушениях, 50% затруднились назвать подробности, 10% сообщили, что слышали о скандалах в регионах и даже назвали конкретные учебные заведения, 9% сообщили о нарушениях со стороны организаторов, 6% связали новости о проведении ЕГЭ с публикациями о нервных срывах у выпускников.
Некоторые убеждения о проведении ЕГЭ оказались наиболее устойчивыми и распространенными среди россиян. Так, 70% считают, что учащихся натаскивают только на прохождение тестов, в связи с этим ухудшается качество знаний, это число выросло за последние 4 года (с 62% в 2013 г.). В том, что госэкзамен не учитывает индивидуальные особенности школьников, уверены 68%. А 67% думают, что проверка знаний после введения ЕГЭ стала формальной.
В то же время 58% отмечают, что одаренные дети из регионов получили возможность учиться в престижных вузах. По мнению 49%, отмена тестовой части ЕГЭ позволяет выявить реальный уровень образования. И 48% говорят, что система оценки знаний избавилась от субъективного фактора.
При этом среди наших сограждан сильна убежденность в том, что школьных знаний недостаточно для сдачи ЕГЭ на баллы, которые позволяют поступить в вуз. Такого мнения придерживается сейчас более половины респондентов (61%). Причем 68% среди тех, кто сам сталкивался с ЕГЭ. Обратную точку зрения высказывает только каждый четвертый (25%), за год это число уменьшилось на 9%.
Данные комментирует Председатель Правления ВЦИОМ Константин Абрамов: «Сокращение числа россиян, которые что-либо знают о ЕГЭ, свидетельствует о том, что острота темы снизилась, ЕГЭ уже не формирует актуальную повестку дня. Если подавляющее большинство населения не слышали о скандалах, связанных с ЕГЭ, значит, негативная тема не была представлена в информационном пространстве, формат итоговой аттестации стал привычным для россиян. Чего не скажешь о стереотипах, связанных с ЕГЭ. В представлении населения ЕГЭ остается просто тестом, при том, что по факту тестовой части в нем нет, и когда это представление будет скорректировано, сказать сложно. Основной проблемой в системе подготовки средней школы, по мнению большинства наших граждан, остается неспособность дать необходимые знания для успешной сдачи экзаменов в рамках школьной программы без дополнительных занятий. Здесь ЕГЭ выполняет функцию общественного контроля в системе образования, указывая на ее проблемное место».