Случайно найденная в Интернете фотография «Урала» породила массу вопросов без ответа
Время порой подбрасывает нам ребусы, разгадать которые не просто, но так хочется!.. Очередная «белая» страница истории замаячила в тот момент, когда житель города Екатеринбурга, ныне работник ОАО «РЖД», а в прошлом водитель «Захара» Юрий Бастылев случайно обнаружил в Интернете фотографию с изображением мусоровоза на шасси «УралЗИС-355М» (или кратко — «Урал-355М»).
Загадка?.. Еще какая!
Юрий Бастылев, живо интересующийся историей легендарного автомобиля и принимающий участие в сборе информации для книги о нем, загорелся идеей раскопать все, что только можно, о неизвестной модификации транспортного средства. Как ни странно, об «Урале-355М», снабженном подъемником и контейнерами для перевозки мусора, не знали ни ветераны старейшего предприятия, ни работники корпоративного музея.
И даже городской архив, где этим вопросом всерьез заинтересовался руководитель Василий Соколан, не смог пролить свет на тайну почти полувековой давности.
По нашей просьбе Юрий Бастылев поделился с читателями «МР» информацией, которой он владеет в настоящий момент.
Есть фото — нет документов
— Узнал,что в закрытом городе Озерске Челябинской области в 1960-е годы эксплуатировались неизвестные даже работникам автозавода «Урал» мусоровозы на шасси «Урал-355М».
Связался с главным инженером муниципального унитарного предприятия «Управление автомобильного транспорта Озерского городского округа» и выяснил, что в архиве предприятия имеется всего одна фотография «эмки»-мусоровоза, а документация по этой технике не сохранилась.
Благодаря статусу закрытого города, администрация Озерска (в те годы город назывался Челябинск-40, затем Челябинск-65) самостоятельно могла приобретать необходимую технику. Среди них были и автомобили «Урал-355М», серийный выпуск которых был в то время налажен миасским автозаводом. Причем, кроме нескольких бортовых грузовиков этой марки имелись четыре контейнерных мусоровоза, которые работали по заказам комбината по благоустройству города.
Где монтировались?
— Мне удалось пообщаться с несколькими пенсионерами этого предприятия. По их рассказам, примерно в 1962-1963 годах на автопредприятие были пригнаны четыре мусоровоза на шасси автомобиля «Урал-355М». Где их собирали, никто точно ответить не смог, но предположительно они могли монтироваться на одном из механических заводов Миасса или другого уральского города.
Мусоровоз, как вспоминали ветераны, имел двухцветную раскраску с разделительной белой полосой: низ кабины и крылья — темно-зеленого защитного цвета, верхняя часть кабины и капот — светло-салатовые или желтоватые. Такая раскраска позволяла мусоровозу ездить по городу, где грузовое движение запрещено.
На металлической площадке мусоровоза были установлены шесть мусорных контейнеров, по три штуки с каждой стороны.За кабиной смонтирован гидравлический подъемник с рычагами управления и грузоподъемностью не более двух тонн. Объем каждого металлического контейнера составлял примерно один кубометр и был рассчитан на 500 кг бытовых отходов. Гидравлический подъемник обслуживался с помощью трех рычагов с каждой стороны.