В мае исполнилось 15 лет с тех пор, как на городские (и не только миасские) сцены впервые вышел и быстро завоевал любовь публики уникальный певческий коллектив — мужской ансамбль «Флористан» под руководством Любови Колпаковой (на снимке в тексте).
Трижды уникальный
«В чем же его уникальность?» — спросите вы. Начнем с того, что самодеятельных мужских вокальных ансамблей вообще очень мало. Это во-первых. Во-вторых, наши мужчины поют (за редким исключением) без инструментального сопровождения, что нелегко даже для профессионалов. А в-третьих, участники ансамбля — кадровые работники Государственного ракетного центра. Собственно, с этого обстоятельства — выправка, форма, ордена — все когда-то и началось…
Выступая на сцене «Прометея» со своим академическим хором, возраст которого, к слову, приближается к полувековому, руководитель Любовь Колпакова мечтала о том, что когда-нибудь сидящие в зале красавцы-мужчины в парадных кителях встанут рядом с хоровиками и тоже запоют.
Но… мечты имеют обыкновение сбываться не по мановению волшебной палочки, а только тогда, когда предпринимаются какие-то шаги по направлению к ним.
Сидите тихо и не мешайте работать!
И руководитель не замедлила сделать эти самые первые шаги.
В канун 45-летия ГРЦ Колпакова предложила руководству предприятия свои услуги по созданию вокального коллектива. Ракетчики категорически отказались: «Нет времени!». В ответ Любовь Сергеевна, будучи женщиной не робкого десятка, тут же достала из сумочки камертон: «Давайте попоем с вами немного и на этом закончим совещание!». И — запела.
Подхватили три человека, кто-то скептически улыбнулся, кто-то укоризненно покачал головой, а один возмутился самоуправством хормейстера. «Не хотите петь — сидите тихо и не мешайте мне работать!» — одной фразой остановила негодование Колпакова и как ни в чем не бывало продолжила блиц-занятие.
Думаете, убедила?.. Вряд ли. Но повесить объявление о наборе в ансамбль ей разрешили.
Песня лучше беседы
Объявление получилось необычным: «Приходите — споем. Это лучше беседы. Можно петь о своем и слушать соседа. Песни все хороши для солиста, для хора, Важно, чтоб для души. Важно, чтоб не для горла…».
— Сам не пришел никто, — посмеиваясь, вспоминает Любовь Сергеевна. — Начальник привел несколько человек в обеденный перерыв, посадил в актовом зале. Это был своего рода эксперимент. Сказала им сразу: «Народ вы серьезный, песенки — это не для вас. Предлагаю провести час психологической разгрузки для людей умственного труда». Раздала тексты, начали работать. Без инструмента, с камертоном. И так занимались вплоть до прошлого года.
Первый состав «Флористана» — Сергей Анатольевич Саночкин, Александр Васильевич Грудин, Эдуард Леонардович Журомский, Владимир Леонтьевич Иванов, Валерий Васильевич Самарьян, Евгений Анатольевич Кожевников. Первая песня — «Флагманский марш» Александра Розенбаума.
Важно, чтоб для души
— Когда пришла пора дебютировать, — продолжает Колпакова, — повезла я «Флористан» в пос. Озерный с одной выученной песней. Дала тональность, но они почему-то вступили на терцию ниже и пробасили почти речитативом до конца. Под вежливые аплодисменты ушли со сцены и уже там, за занавесом, выдохнули: «Какой ужас…». Сейчас в нашем репертуаре много романсов, серьезные классические произведения XVII века, Даргомыжский, Бортнянский, а страха сцены нет совсем.
Иногда спрашивают, почему мы назвались «Флористаном». Так звали близкие Шостаковича, любимого композитора известного миасского музыканта Бориса Чагина, оказывающего мне поддержку в творчестве. Слово «Флористан» означает «очарованный музыкой». И мои мужчины тоже навсегда очарованы музыкой. Вот уже год, как мы обрели новую крышу — занимаемся в ЦД «Строитель», но желания петь это обстоятельство нисколько не убавило. Радует, что рядом с взрослыми поет сегодня юное поколение — Федя Еремин, Артем Печеркин, а это значит, что у коллектива есть будущее.