«Почему запрещали собирать колоски?..»
Села на сундук и заплакала
— Родилась я в мае 1937 г. в селе Рождественка Увельского района Челябинской области. В семье была третьим ребенком. Жили в маленьком деревянном доме. Из детства припоминаю такую тревожную сценку: много людей, плачут навзрыд, особенно мама. Все были заняты своими переживаниями, никто не обращал на меня никакого внимания. Я ушла в другую комнату, села на сундук и тоже стала плакать. Думается, что я просто подражала взрослым.
Отец мой, Бобылев Михаил Александрович, был от природы одарен особым, аналитическим складом ума, имел 4-классное образование и слабое здоровье. После проводов на войну папку вернули домой, дали бронь и отправили заведовать почтой в село Петровку (это от нашей деревни 20-30 км).
Жареный репей и «колобашки»
Мы остались с мамой, на плечи которой легли заботы о детях, доме, хозяйстве. Мы тоже трудились, не покладая рук.
От голода нас спасала мать-природа. Кормились грибами и ягодами. Весной ходили по картофельным полям, собирали мороженую картошку, пекли оладьи. Корни репья жарили, как картошку. Собирали семена лебеды, стряпали «колобашки» — так мы называли эти темные, почти черные, толстые лепешки.
Однажды пошли за ягодами и набрели на место, где хранилось или проветривалось зерно. Там мама обнаружила шелуху от проса. Это было большой удачей и хорошим подспорьем в питании семьи. Мама мешала шелуху с мукой и стряпала лепешки.
Кто в лес, кто в стог…
Запомнился такой момент: осенью, после уборки пшеницы и ржи на полях оставались колосья. И мы их собирали, хотя почему-то это не разрешалось. До сих пор не понимаю, почему запрещали собирать колоски в голодные годы?
Как сейчас, вижу: объездчик на лошади кнутом выгоняет с поля людей, все боятся этого человека. Мы разбегаемся в разные стороны и прячемся — кто в лес, кто в стог сена, кто в снопы.
Потом собранные колосья шелушили и мололи на жерновах (два круглых камня с ручкой и отверстием в середине). Мы сами крутили, потом просеивали муку на сите, добавляли ее в лепешки из лебеды и просяной шелухи, а покрупнее зерно шло в супчик.
Босые ноги грели в лужах
Вспоминаю, как мы бегали по лужам после теплого дождя. В детстве дожди были очень теплые, вода в лужах согревала ноги. Мы бегали по всей улице, «мерили» лужи, и я бросала толкушку деревянную, как гранату.
Зимой было очень много снега, сугробы почти вровень с крышами маленьких домиков. Мы рыли в этих большущих сугробах какие-то подземные ходы, строили крепости.
Нет одежки? Сиди дома!
Когда наступила пора идти в школу, подходящей обуви и одежды для меня не нашлось, и пришлось отложить учебу на год.
Хочется еще такой приятный момент вспомнить. Поскольку мы много были на природе, мама приносила из леса букетики полевых цветов. И это, считаю, научило понимать и чувствовать окружающую красоту. Может быть, поэтому я увлеклась флористикой и продолжаю заниматься ею до настоящего времени.