В конце прошлой недели на ОАО «ММЗ» состоялась пресс-конференция, руководство которого заявило о желании работать с населением напрямую, без участия Расчетного центра. Мнения представителей коммунальной сферы на этот счет разнятся. Мы приводим их ниже.
Сколько и за что?
Директор МУП «РЦ» Виталий Леонов:
— Существующее в Миассе предприятие МУП «Расчетный центр» по сути занимается бухгалтерской деятельностью, считает, сколько каждый житель должен заплатить за каждую коммунальную услугу. Организаций, оказывающих жителям коммунальные услуги, в городе достаточно много, но отслеживает начисления и сбор средств за эти услуги в рамках каждой квартиры именно Расчетный центр. Учитывая то, что более чем в 70% квартир стоят индивидуальные и общедомовые приборы учета, объем показателей для расчета очень большой.
Кроме этой работы РЦ выполняет еще несколько функций. В частности, печатает общие платежки и разносит их жителям, благодаря чему потребители четко знают, сколько и за какую услугу они должны заплатить. Также сотрудники РЦ собирают денежные средства с жителей и направляют их организациям, предоставляющим услуги.
Помимо этих функций, РЦ выполняет еще одну, которую, в принципе, от центра никто не требует. В каждом районе города есть отдел бухгалтерии, в котором житель может получить полное разъяснение, откуда у него в платежке определенная сумма и за что именно он платит. При этом, если житель чем-то недоволен, ему не нужно бежать на предприятие в другую часть города. Например, из поселка Строителей — на ММЗ, на который довольно-таки сложно попасть. Достаточно написать заявление в РЦ, и если центр может решить эту проблему, он ее решит, если нет — перенаправит письмо на предприятие с просьбой разобраться.
Если бы РЦ не было, житель находил бы в почтовом ящике множество платежек — за каждую услугу отдельно. Существование одной платежки, которую и разносить нужно один раз, снижает цену услуги для предприятий и, следовательно, для жителей. Ведь предприятие включает затраты в себестоимость услуги, и они ложатся на плечи жителей. Кроме того, когда расчеты за все услуги находятся в одной квитанции, житель платит более регулярно. Даже если платежка потерялась или не была доставлена, человек может прийти в районное отделение РЦ и попросить дубликат, который ему выдадут незамедлительно. Если РЦ не будет, то собирать потерянные платежки придется в многочисленных организациях по всему городу.
Работа с единой платежкой выгодна для любого предприятия. Безусловно, ММЗ имеет право начать работать самостоятельно. Предприятие вполне может не продлевать договор с РЦ, который заканчивается 31 декабря. Подобное решение в свое время приняло ОАО «ЭнСер». От населения до сих пор продолжают поступать жалобы, причем не на величину суммы, а на невозможность узнать, за что житель ее платит. Большинство жителей не являются и не обязаны являться специалистами в сфере ЖКХ. К сожалению, на сегодняшний день человек, плохо разбирающийся в сфере платежей за коммунальные услуги, зачастую оказывается пострадавшей стороной.
В первую очередь думать о жителях
В случае прекращения сотрудничества с РЦ внушительная часть работы с населением ляжет на плечи управляющих компаний. По словам директора УК «ЖЭК» и «Жилкомсервис» Геннадия Кандыбы, жителей полностью устраивает существующая система с одной платежной квитанцией на все услуги и они не желают ее ломать. На данный момент средства собираются через РЦ, и такая схема предельно прозрачна. Если же у коммерческой организации, вырабатывающей ресурс, появится свой собственный Расчетный центр, то сбор средств будет осуществлять эта же организация. В этом случае управляющая компания станет заложником коммерческой организации, считает Геннадий Кандыба.
Не видит положительных моментов в работе ММЗ с населением без участия РЦ и директор УК «Строитель» Александр Карстен:
— Работа через РЦ удобна в первую очередь для жителей. Существование одной платежки на все коммунальные услуги делает сбор средств максимально комфортным. Последствия отказа от работы через РЦ будут весьма неудобными для жителей с практической точки зрения.
Сначала — отработка схемы расчета
Заместитель генерального директора по производству и сбыту энергоресурсов ОАО «ММЗ» Михаил Парамонов:
— Наша цель — обеспечить порядок расчета платежей в соответствии с законодательной базой и вести в дальнейшем работу в рамках правового поля. Порядок расчета жителей за услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. В соответствии с этим законом жители возлагают обязанности по предоставлению коммунальных услуг на исполнителя. В зависимости от выбранного способа управления домом, исполнителем являются управляющие организации, ТСЖ или ЖСК. В свою очередь, эти уполномоченные собственниками квартир организации имеют право осуществлять операции по начислению платы за жилье и коммунальные услуги как самостоятельно, так и с привлечением иных юридических лиц или ИП путем заключения договоров в соответствии с действующим законодательством.
Мы предлагаем поэтапный переход жителей северной части города на прямые расчеты за ГВС и тепло с нами — с ТЭЦ ММЗ, делегируя свои полномочия исполнителям — в данном случае управляющим компаниям, ТСЖ и ЖСК. Заключается такой договор между этими организациями и ТЭЦ в части оплаты горячей воды и тепла. Жители переводятся на систему прямых расчетов с поставщиком услуг, то есть получают ежемесячно отдельную квитанцию на горячую воду и тепло. В прежней квитанции таких услуг быть не должно, о чем мы направили необходимые документы в Расчетный центр. Мы в этом случае по договору с УК, ТСЖ или ЖСК берем на себя все функции по расчету, контролю правильности начислений, разъяснений, рассылке квитанций на тепло и горячую воду, а также будем осуществлять сбор средств и работу с должниками. Мы как раз-таки предлагаем управляющим компаниям не брать на себя финансовую нагрузку и оплачивать услуги ТЭЦ, а вверить обязанности по сбору средств с жителей, аналогично тому, как сейчас осуществляет данную работу РЦ, зарабатывая на посредничестве до 15 млн рублей в год. Эта сумма закладывается в тариф, соответственно, не будучи участником теплоснабжения, данная организация становится дополнительной финансовой нагрузкой для жителей.
Бесспорно, работа РЦ удобна управляющим компаниям, но речь идет об интересах наших потребителей — о жителях города. В данном вопросе не нужно создавать излишней паники. На сегодняшний день предъявлять отдельной квитанцией предлагается только услуги ТЭЦ и только в тех домах, которые уже заключили договоры с нами. Жители этих домов уже оповещены и сообщают нам показания счетчиков. Работают телефоны горячей линии по возникающим вопросам, номера указаны в объявлениях в каждом доме. Большинства жителей северной части города это пока никак не коснется. Именно заботясь о жителях, мы не перешли на прямой расчет сразу со всеми районами машгородка и поселка Строителей. С небольшой частью домов мы сначала отработаем схему, выясним все пожелания населения, придем к решению важных вопросов, связанных с начислением и оплатой, и только потом будем постепенно применять этот опыт: дом за домом расширяя географию прямых расчетов с жителями.