Для многих жителей поселков Сыростан и Хребет общественный транспорт — по-прежнему единственное связующее звено с городом. Но если маршрутка или рейсовый автобус сломаются, то проблем не избежать.
С такой ситуацией недавно столкнулись жители названных поселков, когда в конце рабочего дня они не смогли добраться до своих домов: у «Газели» отказал двигатель.
Около часа стояли на обочине
Это переполнило чашу терпения сельчан, и жители поселков обратились с жалобой в нашу газету. Они рассказали, что каждый день вынуждены добираться до работы в переполненном автобусе и находящемся в аварийном состоянии маршрутном такси, причем на линии курсирует только две единицы транспорта, замены нет. Недавно в конце рабочего дня люди возвращались домой, но по пути водителю пришлось совершить вынужденную остановку, причиной которой стало непонятное постукивание в двигателе.
Пассажиры были вынуждены стоять на дороге в 30-градусную жару недалеко от завода по переработке отходов. По их словам, многие пытались уехать на попутных машинах, а кто-то остался ждать автобус, который должен был подойти только через час.
Безопасность под вопросом
И так происходит, к сожалению, довольно часто. А ведь расстояния до поселков немаленькие: 15-20 километров. Как говорят жители поселка Хребет, опаснее всего ездить в зимнее время года. Бывали случаи, когда маршрутку просто заносило на дороге или на ходу открывалась дверь. Оставляет желать лучшего и внутреннее состояние салона, сломанные сиденья которого доставляют неудобства во время движения. Сельчане утверждают, что износ ходовой части маршруток происходит в том числе и по причине разрушенной дороги, особенно на участке от пос. Хребет до ГЛЦ «Солнечная долина», и с этим соглашаются и сами водители.
«Садясь в маршрутку, мы нередко испытываем страх и беспокойство, ведь в ней едут не только взрослые, но и дети», — так описывают свои ощущения местные жители. Также неоднократно ломался и автобус, тем самым лишая возможности граждан вовремя добираться до работы. Нельзя не принять во внимание и порой непомерную нагрузку на транспорт, ведь тот же автобус не рассчитан на большой поток пассажиров, особенно в летний период, когда перевозят не только рабочих, но и дачников. И за этот «комфорт» и «безопасность» пассажиры платят 35 рублей до Сыростана, 40 рублей — до Хребта. Многие обращались за помощью в разрешении этой проблемы к администрации села Сыростан и Миасского городского округа. Население поднимало вопрос о дополнительном транспорте, в данном случае новом, более вместительном маршрутном такси, в моменты предвыборных кампаний, при встречах с депутатами округа. Но решение так и не было принято.
Могут наказать рублем
По словам начальника отдела по управлению Сыростанским территориальным округом Александра Дерина, действительно, маршрутка на линии «Сыростан — Хребет» ломается, и довольно часто. Что же касается рейсового автобуса, то здесь контроль за его техническим состоянием посерьезнее. В то же время и он выходит из строя. По мнению руководителя, хотя автобус и курсирует с периодичностью один раз в два часа, этого для Сыростана и Хребта достаточно. Чаще просто не может позволить себе городской бюджет, ведь именно из него оплачиваются автобусные перевозки в селах. Что же касается маршруток, то их владельцы осуществляют частные перевозки по принципу самоокупаемости, которые регулируются рынком: есть спрос — будут и перевозки.
Председатель комитета по ЖКХ, энергетике и транспорту администрации МГО Александр Качев также рассказывает, что если на сельские автобусные перевозки, осуществляемые в рамках муниципального заказа, можно влиять рублем: снижать объем дотаций за невыполнение графика рейсов, невыход на линию, то в отношении частных извозчиков такие меры неприемлемы: в Челябинской области еще не принято законодательство по частным маршрутным перевозкам, нет четких критериев, по которым можно было бы оценивать их работу.
И все же административные меры могут быть приняты, если жители будут четко фиксировать все нарушения перевозчиков (где, когда, что произошло), не обвиняя их голословно, а обращаться по всем конкретным случаям в интернет-приемную администрации МГО на сайте миасс.РФ, или письменно в транспортный отдел комитета по ЖКХ, энергетике и транспорту (тел. 56-15-19), или в отдел по обращениям граждан (тел. 56-67-55).