При отсутствии документов история пугачевских событий наполнялась вымыслами.Легенды о Пугачеве редко возникали на основе рассказов очевидцев. Чаще они создавались более поздними рассказчиками и порой связывались с местами, где пугачевцев вообще не было.
Много идеологического вымысла возникло в советское время. Писались даже поэмы и сказы, созданные якобы на основе реальных преданий. Авторы этих творений, не зная историю или превратно ее представляя, часто шли вразрез не только с действительностью, но и с логикой.
Инышко
Продвижение отряда Пугачева из Чебаркуля к Златоусту (через Кундравы) произошло всего за два дня. Чтобы оказаться на весьма отдаленном от маршрута озере Инышко, времени было явно недостаточно. Тем не менее появилась легенда, что Пугачев утопил в озере бочку с золотом, чтобы оно не досталось преследователям. В общем-то, обычная легенда. И не такая одиозная, как литературный сказ одной советской писательницы, которая поведала о том, что в начале Пугачевского восстания прибыло в Тургояк войско атамана Грязнова: русские, башкиры, киргизы, калмыки, чуваши (?!). Они простояли здесь около трех (!) месяцев, а осенью пришла весть, что войска царицы стали теснить Емельяна Пугачева (который на самом деле осенью только начал свои действия). И тогда Грязнов согласно присланному приказу сбросил в Инышко пятиведерную бочку с золотом, чтобы «не могло оно попасть в руки злодеев».
Как и откуда привезли почти тонну золота, непонятно. На Южном Урале его месторождения еще не нашли, золотые монеты в ходу не были, а пятью ведрами драгоценностей бунтовщики не завладели бы даже, если сумели захватить Оренбург, Уфу и Екатеринбург вместе взятые.
Есть и такой «сказ». К Пугачеву на Инышко (!) приехал посланец уральских заводчиков с отступными — двумя (!) бочками золота, и Пугачев со словами «не золото то, братцы, а слезы народные» велел утопить все в озере, где золото, как слезы, растаяло, подняв уровень Инышко выше восьми (!) маленьких озер, расположенных в окружении…
Существует и такое предание. Местные люди (по другой версии — купец, по третьей — башкирский бай) захотели пробить канал, чтобы спустить воду озера Инышко в Тургояк и найти пугачевское золото. Но затея оказалась напрасной: скальный гранит плохо поддавался работникам.Судя по общей гидрологии озер, ручей между Инышко и Тургояком существовал всегда, однако русло, возможно, углублялось. Об этом свидетельствует канава в скальном грунте и глыбы разборного камня. Выходит, что мифу о бочке с золотом поверили и, видимо, давно.
Тургояк
Непосредственно с берегом озера Тургояк была связана байка о Пугачевской пещере, которая будто бы имела длинный боковой ход. Повстанцы прятались в нем от царских войск, а когда уходили, обрушили с потолка у входа большую каменную глыбу, завалив боковой ход и оставленное там золото.
Гранитная глыба внизу у входа действительно была, но она всегда монолитно соединялась с береговой скалой, то есть никакой боковой лаз глыба не закрывала. Не ранее 2007 г. ее, полуразрушив, все же оторвали от скалы. Непонятно, каким образом это сделали, но похоже, что затея снова была связана с золотом.
Есть и другие топонимы на Тургояке: Пугачевская гора, речка Пугачевка, Пугачевская поляна. В Тургояке больше связывают их с пребыванием беглых повстанцев. Говорили даже, что там их и казнили, и этому местные жители верили больше, чем пугачевскому золоту. Легенды о золоте стали востребованы с открытием в 1935 г. рядом с пещерой-гротом и озером Инышко дома отдыха «Золотой пляж». Дореволюционную историю тогда не изучали, а рассказать что-то экзотичное для отдыхающих было необходимо. Потом, конечно, эти откровенные байки использовались сочинителями для своих «сказов».
Миасс
Миасская плотина не осталась в стороне от путей продвижения повстанцев. В ноябре 1773 г. приехали на нее 50 конников «башкирца Балтая», которые спалили стоявшие рядом мельничные сооружения и дом с хорошо укрепленным двором. В январе 1774 г. Иван Грязнов вел через плотину свой отряд на Челябинск. Вел, кстати, из Златоуста, куда за неделю до этого пришел из Оренбурга (а не с Инышко). В начале мая 1774 г. прошел по плотине отряд атамана Белобородова, следовавший на Чебаркуль и далее на крепость Магнитную для соединения с Пугачевым. Сам Пугачев тоже мог проскакать по плотине 30 мая 1774 г. в обратном направлении, хотя он, боясь засады, скорее всего, провел отряд южнее пруда.
Однако в советское время очень хотелось вывести путь легендарного борца к миасской мельнице. В старом музее висела небольшая картина, изображавшая сожжение пугачевцами бревенчатого сарая с водяным колесом, которое вращалось силой небольшого ручья. Так художник изобразил реку Миасс и водяную мельницу. И никакой плотины, пруда и сооружений. Лишь две избушки в стороне да лес кругом. И Пугачев на коне с группой приспешников наблюдает за сожжением.
Название «Пугачевская горка» в районе остановки «Рассвет» (около вокзала), судя по легенде, возникло из желания притянуть путь Пугачева еще ближе к городу. Предводитель, по легенде, обозревал с нее окрестности. Но какой мог быть вид с пригорка, покрытого в то время лесом? Впрочем, если связать название с беглыми пугачевцами, то название горки оправдало бы себя.
Златоуст
В отличие от Миасса этот город обладает историческими документами той поры, и от однодневного пребывания здесь Пугачева никуда, казалось бы, не уйдешь. Тем не менее тут говорили и о ставке Пугачева на высокогорном и далеком Таганае, и о горе Дележной западнее Златоуста. Называется она так потому, что на ней Пугачев будто бы делил среди своих ратников добытое в Златоусте добро. По-другому гору называют еще Денежной, или Кладеной и связывают ее с другой легендой — мифом о зарытых кладах. Поисками их тоже занимались, и совсем недавно.
Сопку Александровскую, которую видно даже из Миасса, Пугачев, возможно, тоже обозревал. В Златоусте говорят, что раньше она называлась Сторожевой, потому якобы, что здесь находился наблюдательный пункт пугачевцев. Вероятно, что в течение одного-двух дней так и было.
Сатка
Вот уж где постарались с мифами, так это здесь. Особую причастность к пугачевским событиям проявили в Сатке в советское время. Сочинялись предания, исторические поэмы и легенды о будто бы шестидневном пребывании здесь Пугачева, о Пугачевской копани, о постройке оборонительных валов, о бесчисленных кладах и пр. Сразу же надо оговориться, что Пугачев был в Сатке на пути из Златоуста лишь один день. Но саткинцам хотелось большего. В разное время предлагались две версии событий. По первой — Пугачев после поражения под Троицком следовал через горы прямо к Сатке. За озером Зюраткуль, чтобы пройти между скалой и стремительной речкой, залившей дорогу, он сначала приказал взорвать скальный мыс, а затем, проведя войско по выровненному обвалу, велел вторично взорвать скалу, чтобы завалить дорогу царским преследователям. Видно, много времени и пороха было у Пугачева. Да еще буровой станок бокового бурения, наверное, был у него.
Времени у Пугачева по этой версии действительно оказалось много. И народу было много, и у каждого была лопата. А иначе бы не построили потом на пути к Сатке полукилометровый оборонительный вал высотой в полтора метра. Он и сейчас виден в одном из мест на пути к Сатке, у федеральной дороги М5.
По второй версии, пугачевцы проиграли сражение на противоположной стороне Сатки и, отойдя к ней, находились здесь еще шесть дней. За это время они якобы и успели построить известный вал (на другой стороне) и к нему потом снова отступили. Но и здесь не удержались и, следуя к Зюраткулю, два раза «взорвали» ту самую придорожно-прибрежную скалу. Краеведы назвали ее «Пугачевской копанью», хотя местные жители называли и называют ее Козьей.
Дальше мифотворцы выдали еще два варианта событий. От Зюраткуля Пугачев будто бы двинулся на юг, в Оренбуржье, а затем — неизвестно куда. И другой вариант: от Зюраткуля предводитель направил войско к Златоусту, затем еще дальше на север и потом, согласно истории, повернул к Волге. Хоть в конце все согласно истории.
Есть документ, объясняющий происхождение вала, о котором рассказывалось выше. Он, кстати, не один. В направлении к Зюраткулю в лесу имеются еше более протяженные каменно-земляные валы. Оказалось, что все эти сооружения строились после Пугачевской войны для защиты от набегов башкир. Впрочем, те никогда через валы не совались. Строились сооружения прикомандированной к заводу группой солдат, которые обворовывали местное население и заставляли работать вместо себя. Об этом как раз и говорится в документе тех времен. Саткинцы теперь об этом тоже знают, но пока в своих путеводителях пишут о валах, построенных пугачевцами. Видимо, так привлекательнее для туристов.
Основное фото: Александровская (Сторожевая) сопка.
Фото (сверху вниз по тексту): Канал Инышко-Тургояк; Пугачевская пещера (грот); Пугачевская горка.