Каждый житель Миасса знает черновскую продукцию. Кто-то покупает молоко, кто-то картофель. А как это — руководить огромным сельхозпредприятием? Об этом мы поговорили с председателем СХПК «Черновской» Владимиром Александровым.
— Владимир Николаевич, сейчас разгар уборочной страды, как обстоят дела в полях? Какие работы ведутся?
— Уже практически середина октября, а уборочные работы только перевалили экватор. Уже полностью убрано сено, больше половины зерновых, картофеля, кукурузы. В этом году мы посеяли три тысячи гектаров силосной кукурузы и с этих площадей получили весьма достойный урожай, который позволит нам сделать запас корма на полтора-два года. Дождливая погода вмешалась в наши планы, и мы прилагаем все усилия для того, чтобы закончить уборку к концу месяца. Все работают на пределе.
— Погода вносит свои коррективы в уборку, а как она повлияла на урожай?
— Год, действительно, выдался непростой, недаром говорят, что Урал — зона рискованного земледелия. Первая половина лета была засушливая, а после 20 июля пошли дожди. Хотя благодаря именно дождям выправился второй укос многолетних трав, что позволит нам в этом году еще раз пополнить запасы сена.
— Только погода влияет на урожай? С какими еще проблемами сталкивается сельское хозяйство?
— Каждый год меняется законодательство. Например, в этом году были увеличены пенсионные отчисления с 20% до 27%. Вроде бы незначительное увеличение, но к выплатам прошлого года рост составил 25% и фактически стал равен фонду заработной платы за один месяц. По сути это нововведение лишило нас 13-й зарплаты.
— Но на всех уровнях власти постоянно говорят о поддержке развития сельского хозяйства, субсидиях на производство отдельных видов продукции.
— В области существует адресная поддержка животноводства и производителей молока. Субсидии, которые выделяются по этим программам, возмещают часть затрат на производство и переработку молока, содержание стада. В этом году ввели погектарную поддержку, когда деньги выделяются исходя из обрабатываемых площадей. По этим программам мы получаем около шести миллионов рублей в год.
— На что хватает этих средств? И вообще, какие затраты несут сельхозпроизводители?
— Для сравнения: только на ГСМ мы тратим около 30 миллионов в год. Парадокс в том, что наши коллеги из Казахстана, которые закупают топливо с Омского или Уфимского нефтеперерабатывающих заводов, не платят акцизы и НДС. И для них стоимость литра солярки получается почти в два раза меньше, чем у нас. Кроме того, мы платим порядка 30 миллионов налогов. Я уже не говорю о текущих затратах. Очень тяжелое финансовое бремя. Оно обеспечивает нулевую рентабельность.
— Почему же так происходит?
— Сельское хозяйство не бизнес, тут нельзя получить огромную прибыль. Переработка сельхозпродукции гораздо выгоднее. Иногда люди, которые не так давно находятся у власти или пришли туда из коммерческих структур, заявляют: «Если вам невыгодно заниматься коровами, можете их зарезать». Подобные высказывания, к сожалению, в последнее время звучат довольно часто. Еще говорят, что производство молока интересно и выгодно только молокозаводу, поэтому пусть он и поддерживает производителя. А ведь это неизбежно отразится на цене молока.
— Несколько лет назад было приобретено Кундравинское хозяйство. Тогда вы говорили, что это достаточно рискованное мероприятие. Как обстоят дела сейчас?
— Тогда мы впервые столкнулись с такими большими объемами — 2000 голов дойного стада. У нас, на тот момент было 500 голов. Построили новые фермы, приобрели кормоуборочную технику, технику для доения и уборки навоза. В общей сложности было потрачено 159 миллионов рублей. Большая часть, около 50 миллионов, пошла на выращивание молодняка. Усилия не прошли даром: на сегодняшний день наше предприятие входит в тройку лидеров молочного животноводства по Челябинской области.
В этом году у нас появилось ещё одно новое направление. Мы занялись выращиванием бычков. Будем заниматься производством товарного мяса. Мы открыты для всего нового. Если придут инициативные люди с интересными идеями, пусть без стартового капитала, мы готовы помочь. К примеру, в этом году мы произвели более 300 тонн гречихи на реализацию, кстати, это тоже новое направление. Есть рапс, донник, эспарцет и подсолнух — это все прекрасные медоносы. Мы готовы сотрудничать с пчеловодами и предоставлять им свои поля.
— Вы не только лидеры по производству молока, но еще и успешно реализуете переработанную продукцию.
— Да, молоко и кисломолочные продукты под маркой СХПК «Черновской» успешно реализуются в фирменных ларьках. Люди оценили качество, и наша продукция пользуется спросом.
— Что пожелаете своим коллегам в профессиональный праздник?
— Хочу пожелать всем труженикам и ветеранам сельской отрасли крепкого здоровья, благополучия и семейного тепла!