Душа, которой чужда успокоенность…
«Ожидание» — под таким названием открылась в картинной галерее ТК «Восток» выставка нашего фотокорреспондента Александра Мизурова. И тем же словом можно было охарактеризовать состояние его многочисленных гостей, которые всегда приходят на вернисаж в предчувствии чего-то особенного, неповторимого – и никогда не обманываются в своих ожиданиях. Так было и на этот раз.
Фотопейзажи. Казалось бы, заведомо выигрышная и предсказуемая тема — кто ж не знает, как хороши уральские горы, озера, леса в любое время года? Их не снимал только ленивый… Но Мизуров, окидывая взглядом те же самые места, что и мы, почему-то видит совсем другое, наполняя свои фотокартины потаенным смыслом.
И вот уже в извилистой нитке горной дороги, уходящей за горизонт и снятой несколько раз в разных ракурсах и при разной погоде, чудится нам бесконечность творческих поисков, свойственных только настоящему Художнику. В рваных клочьях облаков и призрачных дымках тумана (к ним мастер особенно неравнодушен) проглядывает его мятежная душа, которой чужда успокоенность.
Бросается в глаза, что создатель фотокартин не проявляет интереса к дневным пейзажам с их полнейшей ясностью образов, лишенных каких-либо загадок и недосказанности, а потому скучноватых для творца-исследователя. Зато ему близки закаты и восходы, окутанные в полутона и полутени; причудливая игра красок и форм, рождающая порой странные ассоциации; необычные детали, заставляющие искать философское толкование запечатленным образам.
Мизуровские пейзажи обладают еще одним таинственным свойством: они властно словно втягивают зрителя вовнутрь себя, заставляют стать как бы соучастником происходящего. А ведь, вроде бы, ничего особенного-то на фотопейзажах не происходит! Осенний лес в бледной, нежно-кружевной дымке… Неожиданно яркий и оттого дерзкий, смелый, молодой луч солнца, пробившийся-таки сквозь густо заснеженные ветви… Исполненные скрытой вражды и затаенной силы тургоякские волны, бурно вздымающиеся на поверхности озера… Сиротливо приткнувшаяся у берега полузатопленная рыбацкая лодка, вызывающая чувство жалости и подталкивающая почему-то к размышлениям о бренности бытия…
Действительно, ни-че-го! Но ты, неожиданно для себя, почему-то оказываешься внутри фотокартины и начинаешь жить ее жизнью: ощущаешь еле уловимый запах прелой листвы или крепкого, пахнущего яблоком, мороза, слышишь шелест волны у ног и недовольный шепот ветра, запутавшегося в листве… Как Александру удается сделать это?.. Загадка… Впрочем, на то и существует искусство, чтобы дарить нам загадки. А как же отгадки? Отгадки предстоит искать самим. И это так заманчиво…
Наталья Корчагина, фотографии Ивана Коржова